В чем опасность длинной исповеди?
Как же правильно нужно исповедоваться? Есть одна довольно распространенная ошибка, которую допускают очень многие православные христиане, новоначальные и уже много лет ходящие в храм.
Эта ошибка заключается в том, что человек путает исповедь и беседу. В церковной практике есть исповедь, есть беседа в режиме «вопрос – ответ» между верующим и священнослужителем, есть катехизаторская образовательная лекция и т. д. Часто кающийся человек хочет в период исповеди уместить все: и саму исповедь, и ответы на вопросы, и катехизаторские лекции. Обратим свое внимание еще и на то, что в среднем Литургия идет 1,5-2 часа, а исповедников много.
В чем же заключается суть этой ошибки?
Обратимся к катехизису, который определяет понятие Таинства Покаяния (исповеди).
«Покаяние есть Таинство, в котором каящийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом» (Святитель Филарет Московский. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви).
Образно говоря, Таинство Покаяния – это хирургическая операция, где Бог – хирург, Святое Евангелие – операционный стол, Распятие – скальпель, а священник – ассистент Главного Лекаря. Твое личное покаяние – это обнажение болезни перед Богом, Который удаляет у тебя болезнь греха и исцеляет тебя. Можно ли представить, что пациент, когда его закатили на каталке в операционный зал и положили на операционный стол, вдруг сядет на нем и скажет: доктор, давайте сначала поговорим о жизни. Перед операцией. Конечно, нет. Потому что больно. И ты в первую очередь хочешь избавиться от этой боли. Не умереть, но выжить. Исцелиться от болезни, стать здоровым, получить облегчение. Поэтому на исповеди нужно конкретно указать, где болит, а не начать пересказывать жизнь во всех подробностях. Подобно тому, как больной задирает рубашку перед доктором и показывает рану, нужно сказать: вот у меня здесь болит и здесь, и здесь я согрешил, и здесь согрешил. И в этом, и в том я каюсь и т. д. Важно на исповеди научиться отсекать лишние слова.
Можно сказать три слова: «Осуждал людей. Каюсь» и сокрушенно заплакать, а не десять минут перечислять в красках, кого, как и когда осудил. Это уже лишнее. Можно сказать «Имел блудные помыслы. Каюсь», а не полчаса рассказывать в подробностях к кому испытывал эти греховные помыслы. Можно сказать «Каюсь в чревоугодии», а не объяснять, как не смог удержаться от того, что вместо пяти котлет съел десять за обедом. Можно сказать «Поссорился с родителями. Каюсь», а не передавать во всех подробностях бытовые подробности ссоры: как, когда и сколько раз это было.
Бог ЗНАЕТ ваше сердце. Ему нужно, чтобы вы осознали грех, ужаснулись ему, захотели покаяться, изменить себя в лучшую сторону и четко рассказали грех священнослужителю. И в момент исповеди, вашего личного покаяния, сокрушения при прочтении священником разрешительной молитвы Сам Господь разрешает вас от греха.
Слова – это великая сила. Чеканьте каждое слово, думайте над каждым словом. Не превращайте их в горы мусора, в огромные объемы информации, которые невозможно и, в принципе, незачем запоминать.
Священнику, как ассистенту Бога, которому дано Самим Господом право вязать и решить человеческие грехи, важно поставить диагноз. Для этого он должен выявить болезнь. Помогите ему в этом.
Никто не говорит, что беседа не нужна. Нужна. Есть масса недоуменных вопросов, которые надо решать. Но не во время исповеди. Есть такие вопросы, касающиеся тяжких грехов или подготовки ко Причастию, которые нужно решить немедленно во время принятия священником исповеди. Но чаще всего около 80% слов, произносимых кающимся, можно не произносить. Важно четко и бескомпромиссно обнажить перед Богом и священником грех. Вот что нужно сделать.
Повторюсь, исповедь – это не прием у психоаналитика. Исповедь – хирургическая операция. Удаление гнойной нарывающей болезни греха, которая при отсутствии лечения может стать смертельной.
А беседа, конечно, тоже должна быть. И может быть построение исповеди как беседы. В принципе. Но не на Литургии однозначно. Позвоните батюшке, скажите: «Батюшка, можно во внебогослужебное время к вам прийти и поисповедоваться и позадавать волнующие меня вопросы». Священник ответит: «Хорошо. Я могу тогда-то и тогда-то». И всё, пожалуйста, приходите, поисповедуйтесь, поговорите и прочее.
Но во время богослужения, когда много людей особенно, старайтесь быть подробным, но подробным в перечислении грехов. И в то же время старайтесь быть емким и кратким. Четко излагайте грех, а не пересказывайте жизнь свою во всех подробностях.
Исповедь – это Таинство. Относитесь к нему как к великой святыне, а не как к разговору. Не пытайтесь смешать святыню с бытовым, с земным. Не пытайтесь обмирщать ее. Не нужно. Наоборот, сконцентрируйтесь с Божьей помощью на осознании греха в себе: узрел в сердце грех, содрогнулся от отвращения, понял свой грех, рассказал его перед священником и получил от Бога исцеление. В этом смысл.
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (873) раз