Как часто нужно читать Библию дома?
Однозначно чаще, чем мы читаем сейчас. Значительно чаще. У нас ведь в Церкви уже десятилетиями наблюдается весьма грустная картина: мы, православные, толком не знаем Священного Писания, мало им интересуемся и редко читаем. Если быть оптимистом, то можно предположить, что в большинстве наши верующие знают Библию в объёме библейской истории, изложенной в Законе Божием Серафима Слободского. Есть христиане, хотя их и существенно меньше, которые читают Библию регулярно. Однако и их знания по большей части не так уж и глубоки. То есть сказать, когда и почему Аврам стал Авраамом, они, пожалуй, скажут, но вот вопрос об обете Иеффая или содержании Послания к Филимону легко ввергает их в напряжённое молчание. Есть, конечно, и те, кто действительно регулярно и внимательно читают Библию, но много ли таких? Потому, безусловно, следует стимулировать себя к чтению Писания, не боясь переусердствовать. В конце концов, в целом мы читаем настолько мало, что переборщить с чтением Библии у нас вряд ли получится.
Что касается практической стороны, то читать Библию следует ежедневно. Объём библейского отрывка на каждый день всякий способен определить для себя сам. Начинать читать Библию стоит не с самого начала, а с Нового Завета. Никакой логики при этом мы не нарушим. Взяться с нашим современным сознанием за Ветхий Завет, конечно, можно, однако, как показывает опыт, подобный подход чреват таким количеством вопросов и недоумений, что у многих возникает желание отложить Библию в сторону, не дочитав даже до конца Книги Бытия. Между тем, по мысли Блаженного Августина, Новый Завет скрывается в Ветхом, а Ветхий Завет раскрывается в Новом. Другими словами, Ветхий Завет лучше и проще понимается в контексте Нового и приниматься за чтение первого стоит после прочтения второго. Однако, начав из Евангелия от Матфея и прочитав Новый Завет почти до конца, перед Книгой Откровения стоит остановиться. Дело в том, что Апокалипсис – единственная новозаветная пророческая книга, написанная человеком, мыслившим исключительно категориями Ветхого Завета. Апостол Иоанн Богослов, как и положено глубоко религиозному еврею, был воспитан синагогой, а основывалось такое воспитание на «Законе и пророках», то есть на ветхозаветном Писании. Излагая открытое ему Богом, виденное и воспринятое им, апостол Иоанн пользуется понятиями, образами и символами Ветхого Завета. Поэтому эта, безусловно, трудная для понимания, книга будет тем понятнее читателю, чем лучше читатель будет знать Ветхий Завет. Так что, повторюсь, дочитав до Откровения, стоит остановиться и вернуться к самому началу – к Книге Бытия, поскольку теперь самое время начать знакомство с Ветхим Заветом. Лишь дочитав его до конца, имеет смысл вернуться к Откровению.
Когда-то в юности, открыв для себя Библию впервые, я прочитал её целиком от начала до конца. На тот момент я не был ни глубоко верующим, ни тем более воцерковлённым человеком. Читал, скорее, из простого интереса. Кое-что запомнил, кое-что нет. В следующий раз открыл Библию с желанием прочитать полностью, уже будучи семинаристом, и тогда прочитал её именно так, как описал выше. Должен признать, что прочитанный (к тому времени несколько раз) Новый Завет помог мне «снять» многие вопросы, которые изначально возникали при чтении Ветхого Завета. И хотя без толкования я мало что понял бы в Откровении и в тот раз, во всяком случае, знакомство с ветхозаветным текстом помогло мне впервые воспринять эту книгу как целостное, объединённое одной логикой повествование, а не просто набор пугающих откровений. То есть предлагаемую мной схему чтения Писания я опробовал на себе и могу сказать: она себя оправдала.
При этом не могу не заметить, что библейский текст сам по себе едва ли может быть понят читателем в полном объёме. В отношении Библии самым непосредственным образом работает принцип, гласящий, что для понимания текста необходимо знать контекст его написания. Контекст исторический, политический, религиозный, культурный, бытовой. Попробуйте одновременно с Библией читать материалы по истории древнего Востока (когда читаете Ветхий Завет) и Древнего Рима (когда читаете Новый) – и сами увидите, что вопросов к Писанию у вас станет в разы меньше. Для тех же, которые останутся, есть святоотеческие толкования едва ли не на все библейские Книги. И это тоже, безусловно, работающий принцип: Библия – книга Церкви, в рамках определённой религиозной традиции сформировавшаяся и, соответственно, в рамках этой же самой традиции правильно понимаемая.
Вот, пожалуй, и всё, что можно вкратце сказать о чтении Библии начинающему христианину. Остаётся лишь пожелать, чтобы наш брат православный, воцерковясь, не очень долго задерживался в рядах начинающих читателей Писания.
Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (67) раз