Любовь, правда и истина – одна тайна жизни. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе
Событие, о котором рассказывает нам сегодняшнее Евангелие, происходит в Самарии, близ селения Сихарь, у колодца Иакова. Колодец глубок, как говорит самарянка Христу, и вода в нем необыкновенно свежа. Все знают значение колодцев и воды на знойном Востоке и в истории Священного Писания. Неслучайно Христос использует символ воды, говоря о жизни и о Духе. Но здесь речь идет прежде всего о простой жажде и о физической усталости.
Солнце в полуденном зените, и Христос говорит этой женщине у края колодца: «Дай Мне пить», как Он скажет на Кресте: «Жажду».
Человеческая жажда Христа — притча, выражающая Божественное желание, которое должно разбудить в этой женщине духовную жажду, жажду Божественного. Христос предстоит перед ней в простоте и нищете усталого и жаждущего человека. Он не скрывает Своей усталости и Своей жажды. Он пришел сюда как утрудившийся после долгой и трудной дороги путник, и как нищий Он просит о милости. Бог как нищий стоит и просит любви. В этом суть сегодняшнего Евангелия: Бог просит нашей любви. Но какая сила сокрыта в этом Его прошении, в этой Его немощи! Какая сила в Его Кресте!
На человеческую жажду Христа, приобщившегося всем нашим болезням, отзывается своей жаждой женщина-самарянка. И Христос может предложить ей теперь в свою очередь воду живую, животворящую, воду, которая дает жизнь. Любовь — это чудесный обмен, взаимная отдача. Только так мы можем вступить в истинное общение с Богом и друг с другом.
Теперь уже самарянка просит Христа: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Так происходит ее обращение и совершается полная перемена в ее жизни. Подлинное обращение всегда происходит после прикосновения благодати, после узнавания чуда жизни с Богом. Первый шаг любви во встрече Бога и человека всегда делает Бог.
С самого начала Христос побеждает ее душу любовью: она видит, что у Него нет никакого высокомерия по отношению к ней за то, что она — жительница Самарии, столь ненавидимой иудеями. Чувствуя Его доброту, она исполняется доверия к Нему. Этого оказывается достаточно, чтобы она могла сказать Ему: «Дай мне этой воды».
И тогда Христос ведет ее на большую глубину к правде и дальше — к тому, что есть истина. Там, где начинают подлинно любовью, возможно продолжить общение в правде и истине. Любовь, правда и истина — одна тайна жизни. Уберите что-нибудь одно, и не будет ничего. Но всегда следует начинать любовью. Правда и истина есть следствие любви. Как говорит блаженный Августин, любовь — начало, конец и середина всего.
«Пойди, — говорит Христос, — позови твоего мужа и приходи сюда». Ни тени упрека со стороны Христа этой женщине, которая сменила пять мужей. С самого начала Христос любовью направляет беседу к правде и истине. И к совершенной любви. Но только теперь беседа между ними становится подлинной и откровенной. «У меня нет мужа», — говорит женщина. «Ты правду сказала, — отвечает ей Христос, — что у тебя нет мужа. Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».
Так совершается ее обращение и духовное исцеление. И только после этого трудного, но необходимого исповедания грехов, после этого духовного освобождения может быть поставлен вопрос веры и спасения. Только после этого Христос открывает ей: «Я Мессия, Которого ты ищешь, Тот, Кто говорит с тобою».
Вот что нам нужно понять о нашей встрече с Христом Богом. Ни о какой любви не может быть и речи без правды и истины. Прежде всего, Христос говорит ей, кто Он. Христос говорит ей всю правду о ней и правду и истину о Себе. Это и есть встреча со Христом. Не искание мистических переживаний или утонченных созерцаний, или особых откровений составляют суть ее, а правда и истина, движимые любовью.
Встретить Христа значит узнать, что все, что Он говорит обо мне, не вынося приговора, — правда. И вследствие этого обнаружить, что все, что Он говорит о Себе, должно быть также справедливо и истинно. И я уже начинаю узнавать это. Он знает, кто я. Он любит меня таким, каков я есть, ненавидя мой грех, который мешает мне принять то, что Он хочет мне дать. И потому я могу увидеть себя таким, каков я есть. И потому я могу Его видеть и веровать в Него.
Наша встреча со Христом может начаться во время чтения Писания, когда нас внезапно пронзит правда Его слова: как это справедливо, это обо мне! Или во время богослужения, или личной молитвы, или проповеди, когда становится ясно: Он сказал мне все, что я сделал. Или во время глубокой безнадежной скорби, когда мы понимаем, что правда, истина и любовь — как небесный огонь, который подбирается к нам все ближе и ближе.
Неудивительно, что личное обращение женщины-самарянки взволновало весь город. И все побежали в свою очередь ко Христу, умоляя Его остаться с ними на два дня. Мы слышим это потрясающее свидетельство: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».
Нет большей радости, чем услышать такие слова. И этой радости Церковь каждому из нас сегодня желает — во-первых, встретить однажды такого человека, который скажет с такой же силой, как эта самарянка о Христе: «Пойдите, посмотрите, не Он ли Тот, Кто вам нужен больше всего?», и, во-вторых, — каждому из нас стать таким человеком.
Таков путь к нам Господа, изнемогающего от жажды и усталости, смеющего начать говорить с нами и просить у каждого из нас: «Дай Мне пить». Его любовью, правдой и истиной, Его благодатью пусть будет дано узнать каждому из нас, что этот рассказ — и о нем, и он любим Господом, и от него Господь ждет, жаждет ответа любви.
Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия
Просмотрено (152) раз