7 таинств Церкви: миропомазание – дар Духа Святого
О миропомазании у большинства из нас самые туманные познания. Одни путают его с елеосвящением, другие связывают его только с пророками и царями. И то, и другое неверно.
Таинство миропомазания неразрывно связано с крещением. Связь эта, прежде всего, литургическая – крещение и миропомазание объединены в одно чинопоследование.
Известно, что крещальное богослужение, в процессе своего формирования, претерпело немало изменений. Так, например, в древней Церкви крещение совершалось только вместе с Литургией. Эта особая крещальная Литургия совершалась лишь раз в году и была приурочена к празднику Пасхи. С течением времени крещение оформилось как отдельное последование, с Литургией непосредственно не связанное и совершаемое куда чаще, нежели раз в год.
Изначально миропомазание зародилось в древней Церкви как явление, пришедшее на смену возложению рук апостолов, через которое верующие принимали Святого Духа.
Следует заметить, что отношение к крещению как к частной требе возникло не сегодня и не вчера. Однако даже столь радикальные изменения по отношению к месту крещения, а стало быть и миропомазания в литургической жизни Церкви, всё же никак не повлияли на единство в рамках одного богослужения двух совершенно разных таинств.
Изначально миропомазание зародилось в древней Церкви как явление, пришедшее на смену возложению рук апостолов, через которое верующие принимали Святого Духа. В книге Деяний Апостольских мы встречаем неоднократные упоминания о принятии верующими Святого Духа. Таинству предшествует крещение, оно преподаётся апостолами и участвующие в нём принимают Святого Духа как дар. Таким образом, миропомазание, как и два главных таинства, крещение и евхаристия, имеет прямое апостольское происхождение.
Крещение – это таинство жизни. Мёртвый духовно, человек при крещении духом воскресает в единении с Богом. Он приобщается жизни в Боге и получает перспективу вечной жизни в Его Царстве. Крестясь, он входит в Церковь как в средоточие той «жизни с избытком» (Ин. 10:10), которая обещана Христом. Но при всём этом человек остаётся человеком.
Миропомазание, как и два главных таинства, крещение и евхаристия, имеет прямое апостольское происхождение.
Одна из главных бед человека – расщеплённость и раздробленность жизни. Не нужно ни особо внимательно вглядываться в себя, ни тратить долгие часы на самоанализ, чтобы осознать печальный факт: человеческой жизни не присуща цельность. Человек расщеплён, раздроблен, разбросан. Он живёт одновременно в нескольких измерениях. Эти измерения настолько различны и автономны по отношению друг к другу, что можно уверенно говорить о нескольких жизнях, проживаемых нами одновременно.
Человек бывает разным. Дома, на работе, в храме, в кругу друзей, с близкими и малознакомыми людьми, на виду и наедине с собой, в обществе и среди посторонних. В разных сферах жизни, общения и деятельности один и тот же человек может быть настолько разным, что, порой, глядя со стороны, сложно поверить, что это один и тот же человек. А самому человеку не менее сложно понять, каков же он на самом деле.
Такая жизнь, сколь бы ни была она насыщенной, многогранной, кому-то даже интересной, является полной противоположностью той жизни, к которой призывает нас Христос. В ней отсутствует осмысленность, цельность, полнота. Плод дела нашего спасения, совершённого Христом, усвояется нам в крещении. Но крещение, будучи вратами в жизнь, делает человека лишь способным к жизни в Боге. В реальность этой жизни человек вводится действием Святого Духа в миропомазании.
Распространено мнение, что в этом таинстве человеку подаются дары Святого Духа. Однако такое утверждение едва ли согласно как с литургической стороной миропомазания, так и с тем, в каких выражениях говорит о принятии верующими Святого Духа Священное Писание.
Между тем, Писание говорит буквально о принятии Святого Духа «приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» (Деян. 19:1-2), спрашивает апостол Павел Ефесских христиан. Апостолы Пётр и Иоанн, придя к самарянам, которые уверовали и крестились, «возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8:17). Также и священник, помазывая части тела новокрещённого миром, произносит «печать дара Духа Святого». В единственном числе. Не «даров», а «дара».
В миропомазании человек принимает Святого Духа как Дар, как личный дар Сына, получаемый от Отца, другими словами, человек переживает личную Пятидесятницу. И в ознаменование этого он запечатлевается печатью дара. Воззвав человека из греховной погибели к жизни, Спаситель посылает от Отца Святого Духа. Если Отец – Творец и Домостроитель нашего спасения, а Сын – Спаситель мира, то Святой Дух – Податель жизни. На заре творения, «носясь, – по слову Писания, – над водой» (Быт 1:2), Он оживотворяет первозданную Землю. Будучи Христовым даром человеку, Он вводит человека в реальность жизни Христа. Участие в этой Жизни и является смыслом таинства.
В миропомазании человек принимает Святого Духа как Дар, как личный дар Сына, получаемый от Отца, другими словами, человек переживает личную Пятидесятницу.
Здесь мы снова можем вернуться к таинствам апостольского происхождения. Крещение, миропомазание и евхаристию связывает не только время возникновения. Эти таинства неразрывно связаны между собой. Как отмечал протопресвитер Александр Шмеман миропомазание «совершается как исполнение крещения, также как следующее действо этого таинства – участие в евхаристии – есть исполнение миропомазания» («Водою и Духом»).
Проше говоря, в крещении происходит наше возрождение к жизни в Боге, миропомазанием мы вводимся в реальность этой жизни, в евхаристии приобщаемся её полноты.
* * *
Христос восстановил нас в жизни, которую мы утратили в грехе. Его обещание дать нам «жизнь с избытком» неразрывно связано с обетованием о ниспослании Святого Духа. Будучи Жизнью и Подателем жизни, Святой Дух вводит нас в реальность жизни во Христе и Сам становится её содержанием. При этом не создавая в человеке конфликта с необходимостью жизни в мире. Жизни без радикальных перемен во внешней стороне, без отказа от привычного порядка вещей, без перемены работы, гардероба, лексикона или круга друзей.
Жизнь в Боге предполагает, прежде всего, осмысление привычной действительности, в которой единственное, от чего необходимо отказаться – грех. Пребывание в нас Святого Духа делает привычную жизнь подлинной и цельной, чуждой расщеплённости, разбросанности и непостоянства. Оно делает нас собранными, искренними, настоящими, ведь Святой Дух, по слову Христа, ещё и «Дух истины» (Ин. 14:16).
Истина же таинства миропомазания заключается в том, что, принимая Святого Духа как дар, мы делаемся причастниками Царства Божьего, входим в вечную реальность жизни со Христом и во Христе.
Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Союз православных журналистов
Просмотрено (136) раз