Неделя о слепом, или Почему, чтобы прозреть, нужно сначала перестать хотеть быть слепым?
В 6-ю Неделю по Пасхе (она еще называется Неделя о слепом) на Литургии почти полностью читается 9-я глава Евангелия от Иоанна. Она повествует об исцелении Господом нашим Иисусом Христом слепорожденного.
Это чудо сравнимо с воскрешением Лазаря. Почему? Потому что эти два чуда четко давали понять людям, что перед ними Господь. Никакой пророк или святой не совершал такие чудеса до Спасителя. В случае с праведным Лазарем это был четверодневный разлагающийся труп, в который вернулась душа Лазаря. Божьей силой остановилось тление. И человек воскрес. Что касается слепорожденного, то болящий был не просто слеп. У него практически не было глаз. Как у святой блаженной Матроны Московской. Т. е. с медицинской точки зрения у него не имелось никакого шанса на исцеление. Но Спаситель Божественной Своею властью исцеляет, фактически создает этому человеку новые глаза, которых до этого не было. Отсюда и плевок, и брение из глины. Почему? Потому что это символ акта творения. Это акт творения. Поэтому мы и вспоминаем данное чудо в пасхальные светлые дни.
Ведь чудо исцеления слепорожденного – предтеча Воскресения Христового и личного воскресения-исцеления от болезни греха, рабства диаволу и власти смерти каждого из нас. Свет Христов просвещает всех. И всех выводит в преогромный и чудесный свет-мир Божий.
Но есть в этой истории и антагонисты – отрицательные персонажи, противодействующие Христу как протагонисту. Это священники, книжники, фарисеи, князья. Почти две трети текста данного евангельского зачала происходит суд над исцеленным слепорожденным как прообразом будущего суда над Самим Христом. И как в последнем случае, главной целью первого суда было попытаться растоптать правду, извратить истину, уничтожить ее.
В конце главы Господь делает горький вывод: «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:39–41).
В этом весь ужас! Люди хотят быть слепы. Как в одном фильме: человек зашивает себе глаза, чтобы не видеть истину. Люди стараются убедить других быть слепыми, выдавая слепоту за зрячесть. И тем самым пытаются погрузить мир во тьму лжи.
Как начинается эта слепота? Какой первый шаг этого адского пути? Когда человек ищет своего, а не Божьего. Исполнения своей воли, а не Его. И во что бы то ни стало страстно хочет, чтобы эта личная воля исполнилась. Это, конечно, путь в ад.
А прозрение начинается там, где человек отвергает свое и в центр своей жизни поставляет Бога, старается исполнить Его святую волю, какой бы болезненной, страшной, неудобной она ни казалась для него самого. И здесь начинается спасение и жизнь. Бог посылает такому человеку свет и просвещает его.
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (108) раз