Выбрать страницу

7 таинств Церкви: брак и его особое значение для Церкви

7 таинств Церкви: брак и его особое значение для Церкви

В практике древней Церкви не существовало отдельного обряда для брачующихся. Как и почему среди церковных таинств оказался брак? – рассказывает протоиерей Владимир Пучков.

Исходя из известного нам определения таинств как своеобразных инструментов, посредством которых Церковь выполняет миссию приобщения человека реальности Царства Небесного, мы можем задаться вопросом, почему среди таинств оказался брак? Ведь, по большому счёту, Венчание – это ни что иное, как церковное благословение на семейную жизнь.

В практике древней Церкви даже отдельного обряда для брачующихся не существовало. Будущие муж и жена приходили к епископу, который в присутствии общины благословлял их, а закреплением благословения служило общее участие в Евхаристии. Какой же логикой руководствовалась Церковь, определяя брак как таинство?

В первую очередь необходимо отметить, что семья, создание которой благословляется в таинстве Брака, имеет для Церкви особое значение. Дело даже не в том, что каждая христианская семья – малая Церковь. Прежде всего, семья является самой простой, доступной и понятной человеку проекцией Царства Небесного в нашем мире. Евангелие открывает нам Бога, прежде всего, как Отца. Да, Он, безусловно, Царь и Владыка, он Господь сил и Судия, он Творец мира и Начало всему. Но прежде всего он – Отец. Именно так учит обращаться к Богу Христос в молитве «Отче наш», именно Отцом нашим называет Он Бога, являясь мироносицам после воскресения: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

Весь мир Божий и Царство Небесное осмысляются Евангелием как семья, Глава которой – любящий Бог.

Фото: Илья Ерин/pravmir.ru

Однако, именно от людей зависит, станет ли их семья проекцией Царства Небесного или в этом царстве будет царствовать грех. Супруги способны сделать царство как раем, так и адом и, зная это, Церковь даёт им действенный, благодатный посыл.

Естественно, не следует видеть в венчании некое средство, прибегнув к которому можно счастливо зажить без усилий и труда. Как и в случае с Крещением, Царство Божие даётся человеку в потенции, в перспективе и, независимо от того, что именно за этим даянием стоит (вечное ли блаженство, как в Крещении, или проекция Царства Божия в мире, как в Венчании), результат его достигается лишь посредством сознательного выбора, веры и труда.

Благодать, данная супругам в Венчании, сама по себе не формирует идеальных семейных отношений, не препятствует ссорам, не вынуждает прощать, заботиться, оберегать и любить. Всё это супруги должны делать сами, постепенно преображая царство двоих в проекцию Царства Божия. Семейное счастье не приходит без труда, усилий и терпения. Бог всегда помогает трудящимся и никогда не делает за нерадивых того, что они должны сделать сами.

Второй, не менее важный аспект, это осмысление Церковью таинства Брака как таинства Любви. Любовь Божья дала начало жизни, любовью Божьей создан мир, любовью Божьей мы существуем. Как ученики и последователи Христа мы призваны к любви «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Фото Дмитрия Мельникова

С одной стороны, нет ничего естественнее любви. Изначально добрые качества, в том числе и умение любить, вложены в человека Богом. Маленькие дети, например, умеют испытывать чистую, незамутнённую страстями любовь. Весь мир открывается им как совершенное добро, они любят всех и себя ощущают любимыми всеми. Мы вырастаем в семьях, с родителями, братьями и сёстрами, нам с самого детства есть кого любить и у кого учиться любви. Мы создаём свои семьи и вот уже рядом с нами супруги и наши дети. Дети вырастают – появляются внуки и так далее.

На протяжении всей жизни нам есть кого любить. Однако, эта картина умилительна и почти идеальна лишь на первый взгляд. Любовь ребёнка остаётся чистой очень недолго: взрослея он узнаёт, что в мире, помимо добра, существует и зло. К добрым естественным добрым навыкам примешиваются злые, на качествах души начинают паразитировать страсти. Взросление приносит первый житейский опыт, но оно же и безнадёжно опошляет всё то доброе, что живёт в человеке с рождения.

Любовь – не исключение. К ней примешиваются эгоизм и самость, её извращают стремление к самовыражению, инфантилизм, страхи, комплексы. Прежде несовершенная, она становится прямо дефективной и нередко пример как раз близких людей учит не столько любить, сколько обманывать себя.

Как и любое другое качество, любовь нужно сделать совершенной, подлинно христианской. Это необходимо всякому человеку, независимо, в том числе и от семейного положения. Однако именно в браке учиться любить удобнее всего. Семейная жизнь позволит по-новому посмотреть на уже имеющийся опыт отношений, сформированный в родительском доме, создаст условия для преодоления эгоизма, комплексов и слабостей, научит самоотдаче и жертвенности.

Семейное счастье возможно лишь там, где каждый из супругов любит не за что-то, а просто так. Полностью отдаёт себя, ничего не ожидая взамен. Сталкиваясь с проблемами, пытается изменить себя или ситуацию, но не окружающих людей.

Главный опыт семейной жизни – познание любви, как радости непрестанной отдачи себя. В христианской семье человеческая любовь очищается от противоестественного и наносного, она становится совершенной, поистине христианской любовью, опыт которой, в конечном итоге, помогает человеку максимально глубоко осмыслить любовь Божию, во всей возможной полноте открыв себя для неё.

Конечно, только от самих супругов зависит смогут ли они в своём маленьком мире взрастить совершенную любовь. Свою благодатную помощь Бог щедро даёт им в таинстве брака. Таинстве любви и совершенства, приобщающем двоих людей благодатной реальности Царства Божия с тем, чтобы образ этого Царства они смогли воплотить в своей семье, стремясь к совершенству любви.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Союз православных журналистов

Просмотрено (119) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Седмица сырная (Масленица), сплошная


Масленица – 2025 с 24 февраля по 2 марта – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу далее »

Неделя о Страшном Суде

Третья подготовительная неделя к Великому посту
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

25 февраля - Иверской иконы Божией Матери

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца

Митрополит Алексий - митрополит Московский и всея России, государственный деятель, дипломат. Обладая исключительным умом и способностями, был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях; в 1366 году начал строительство каменного Московского кремля. Пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 февраля — Иверской иконы Божией Матери далее » Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца далее »

26 февраля — Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) далее »

27 февраля — Равноап. Кирилла, учителя Словенского далее

2 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

3 мартаНачало Великого поста далее »