Выбрать страницу

Пять живых истин Вознесения

Пять живых истин Вознесения

2 июня Церковь празднует Вознесение Господне.

«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку» (Зах. 14, 2), – эти слова пророка Захарии мы слышим во время чтения третьей паремии на вечерне в канун праздника Вознесения Господнего.

Есть еще пророчество Исайи, но именно Захария указывает прямое название горы, на которой закончился земной путь Спасителя. Елеон стоит и сейчас, для кого-то это святыня, а для кого-то возможность купить «билет в рай», ведь склоны горы считаются самым дорогим кладбищем в мире. У многих из нас нет возможности там ни побывать, ни тем более умереть, но Елеон все равно занимает важное место в жизни христианина.

Точнее, это скорее продолжение жизни. Все связанные с Христом события после Его Воскресения – это Жизнь после жизни. Только Он (и по Преданию Богородица) продолжили жизнь после смерти в преображенном Теле, в целостности человеческой природы.

Вознесение – это указание на Небесное Отечество, в которое вернутся не те, кто купил могилу на Елеонской горе за космическую сумму, а кто свою жизнь уподобит жизни Христа.

Вспомним слова апостола Павла из Послания к Римлянам, читаемые на каждом таинстве Крещения: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 4-5).

Вознесение – это указание на Небесное Отечество, в которое вернутся не те, кто купил могилу на Елеонской горе за космическую сумму, а кто свою жизнь уподобит жизни Христа.

Продолжая мысль апостола, можно сказать, что соединившись с Христом в подобии смерти и воскресении, мы соединимся с ним и в подобии Вознесения. Сорок дней после Пасхи – это небольшой отрезок времени, в чем-то указующий нам на вечное будущее, долгосрочную перспективу, простирающуюся за пределы Страшного суда.

Теперь поговорим более конкретно. У буддистов есть понятие четырех благородных истин – некие базовые положения их учения, которого придерживаются все направления. Но буддистские истины дальше «благородства» не идут, есть к ним ряд недоуменных вопросов. Другое дело истины христианские, которые мы можем назвать подлинными, живыми. Так вот, Вознесение раскрывает нам пять таких истин.

Истина первая

Христос вознесся, чтобы ходатайствовать за нас перед Своим Отцом. Как же, спросите вы, разве Сын Божий раньше, до Своего воплощения не ходатайствовал о людях и о мире? Не знаю, не могу здесь ответить утвердительно, так как внутритроичные отношения – непостижимая тайна.

Однако теперь все поменялось, теперь есть Крестная Жертва, и Христос может ходатайствовать о нас во имя этой Крестной Жертвы. Спаситель – Агнец, но Он еще и Первосвященник, совершающий приношение в Небесном Иерусалиме. Уму сложно понять, что и как там происходит, когда пытаешься помыслить нечто, то рассудок попросту пасует, и остаются только чувства – чувства, что есть в Вознесении Спасителя и в Его ходатайствах что-то великое, но также имеющее прямое отношение конкретно ко мне.

Апостол Павел поясняет, почему Христу нельзя уже было оставаться на земле: «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного. <…> Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евр. 8, 4-6).

Истина вторая

Вознесение открыло путь в Небо. Грехопадение принесло не только разлад в природу человека и окружающего мира, оно еще разверзло непроходимую пропасть между нами и Творцом. Воплощаясь, Сын Божий как бы прокладывает мост для нашего возвращения, но пока Он человеческим телом и душой находился на земле, пропасть не была до конца преодолена.

Вознесение возвращает человека в непосредственную близость к Отцу, возвращает к «месту» Его «жилища», туда, где когда-то жили и люди. Благодаря этому священномученику Стефану было дано откровение, описанное словами: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56).

Вспомним, что и апостол Павел о самом себе писал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (2Кор. 12, 2). Мы видим, что теперь все преграды стерты, в Небесный Иерусалим открыт свободный вход.

Истина третья

Царство Небесное предвосхищается на земле. «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17, 22), – говорит Христос во время молитвы в Гефсиманском саду. В каждой искренней молитве, в каждом соприкосновении с благодатью, в каждой Литургии и на каждом причастии мы становимся свидетелями того Царства, которое грядет, но которое уже можно опытно познать, пусть пока и в неполноценном виде и лишь краткие мгновенья.

Много в жизни бывает перипетий, но христиане еще и борются со своими пороками, а потому познают и искушения. Однако что бы ни случилось, что бы ни произошло, какая бы напасть ни свалилась, мы всегда находим силы подниматься и двигаться дальше, только потому, что однажды приобрели опыт Царства, ставший для нас и путеводной звездой, и источником силы.

Истина четвертая

Без Вознесения не было бы Пятидесятницы. Опыт Царства приобретается только в Церкви, а Церковь созидается Утешителем – Духом Святым, Которого Христос послал нам. Теперь именно Он (Дух) созидает Небо на земле. Если угодно, то мы теперь находимся на паперти или в «прихожей» Царства Небесного. Нам позволено иногда в него заглядывать, мы слышим доносящиеся оттуда божественные мелодии, но пока еще не входим – для этого необходим труд, Божья милость и, конечно же, любовь.

Истина пятая

Вознесение указывает и на Второе Пришествие. Вспомним, что сказали ангелы апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).

Мир пока еще лежит во зле, но он также пока еще способен порождать граждан Царства Небесного. Когда на земле перестанут появляться будущие святые, Господь эту «лавочку» прикроет, иначе какой в ней будет смысл? Поэтому раз этот мир еще существует, значит, и у нас есть надежда, что в числе святых окажемся и мы.

* * *

Праздник Вознесения – как и все в христианстве – удивительный. Есть над чем подумать, есть нам что делать и есть куда стремиться.

Всех с Праздником Вознесения Господнего!

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Просмотрено (131) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Великий пост

с 3 марта по 19 апреля

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Великий покаянный канон

2, 3, 4, 5 марта

В первые четыре дня Великого поста совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

2 марта - Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания
Прощеное воскресенье Заговенье на Великий пост

В последнюю подготовительную перед постом «Неделю сыропустную, изгнание Адамово” – мы будем вспоминать падение человека, страшное катастрофическое событие грехопадения, как человечество утратило рай, единство с Богом, единство друг с другом, гармонию с тварным миром. Человек отпал от Бога... далее Рубрики:

Прощеное воскресенье

2 марта - Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения за причиненные обиды — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни. А вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается вечерня с Чином прощения. После вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

3 мартаНачало Великого поста далее »

8 марта — Обретение мощей блж. Матроны Московской далее »

9 марта — Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия далее » Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи далее »