Пастырские встречи. От земной – к жизни вечной
Церковь учит, что смерть – лишь переход от жизни земной к жизни вечной, а вот какой она будет – вместе с Отцом Небесным или же в холодной пустоте одиночества, – зависит от человека. Да, большинство из нас опасаются смерти, боятся неизвестности. Православному же человеку больше другого страшно услышать ответ на «страшном судище Христовом». Иеромонах Лавр (Архипов) на встрече с прихожанами прежде всего говорил о том, как достойно жить здесь, на земле, потому что после ее окончания уже ничего невозможно будет изменить.
– Отец Лавр, существуют ли мытарства? Почему говорят, что человек их проходит в первые три дня после смерти? Подтверждено ли это Церковью?
– Дело в том, что на веру мы воспринимаем практически все. Помните, Господь сказал: Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20: 29). В некоторых местах Господь даже не совершал чудес почему-то, хотя в других местах Он изобильно исцелял больных, изгонял бесов. Вера, которая зиждется на чудесах, каких-то подтверждениях, подобна тому, как мы строим дом на песке. Она постоянно будет требовать этих чудес, постоянно жаждать их. И рано или поздно эти чудеса должны будут становиться все более явными, более удивительными, иначе человек потеряет веру.
Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах относится к святоотеческой письменности, где автором является человек, а соавтором – Господь. Но так как автором является хоть и святой человек, праведный, он в некоторых вопросах может ошибаться.
– Как Церковь относится к кремированию?
– Это традиция погребения. Спасется ли человеческая душа, если, например, какую-нибудь матушку благочестивую ее родственники кремируют? Не будет ли это препятствием к спасению? Нет, не будет препятствием к спасению. Конечно, кремация – это традиция не православного, не христианского погребения, а языческого, поэтому лучше не использовать ее, если есть возможность. Просто бывает, что и возможности-то иной нет. Потому что, как моя бабушка говорила: умирать дорого стоит. Иногда просто денег у кого-то не хватает на погребение, и кремируют за счет государства. Святые вообще говорили: «Не хороните нас, выбросьте наши тела на съедение псам. Мы не достойны христианского погребения, только молитесь о нас». Так что кремация – это некая традиция, но лучше следовать традиции христианского погребения.
– Когда поминают усопшего, то часто употребляют алкоголь. Говорят, что это тоже традиция.
– Традиции создаем мы с вами. Изначально на поминках не было такой традиции. Зачастую мы, теряя близких, как бы ни жестко было сейчас мной сказано, жалеем не их, а себя, нашу утрату: мы потеряли. И начинаем эту тоску потери близкого человека заглушать – с помощью алкоголя, с помощью веселья или уныния, печали, рыданий и так далее. При этом мы не задумываемся о том, чем мы сейчас можем помочь тому, кто уже перешел границу смерти. А Церковь учит, что помогать нужно молитвой. Но какую молитву Господь слышит? Молитву праведных, она скорая на исполнение. Поэтому нам нужно быть праведниками, чтобы нашу молитву Господь услышал.
– А Бог может разгневаться на человека?
– Мнения о том, что Бог гневается, что Господь презирает, встречаются в Священном Писании, в духовной литературе для нашего лучшего восприятия. У Бога нет ни глаз, ни рук, Бог есть дух. «Бог разгневался», «Бог раскаялся, что создал человека»… Всё это мы принимаем только для того, чтобы лучше уяснить учение о Царствии Небесном. Господь говорит нам о нем только в притчах. Это образы из жизни. Вот сеятель сеет, вот закваску сделали, вот дом на песке, вот дом на камне – и так далее. Господь все время использует именно притчи. Для чего? Потому что в критериях Царствия Небесного мы не поймем, что происходит. Мы того мира не знаем по сути, не разбираемся. А вот через призму житейских примеров мы можем понять, о чем Господь говорит. Так что «Бог разгневался» – это аллегория.
Через призму житейских примеров мы сможем понять, о чем говорит Господь. Так что «Бог разгневался» – это лишь аллегория
Священное Писание нужно понимать, исходя из двух образов толкования. Прямое толкование – например, Господь с учениками на Пасху вошел в Иерусалим. Это понятно. Это прямое толкование, здесь не нужно никакой аллегории. А вот как раз притчи – это аллегория. Здесь нужно смотреть: Господь нас учит сеять либо Господь нам о чем-то другом говорит. Так что все это: «Бог разгневался, Бог раскаялся» – особенно в Ветхом Завете, – это некая аллегория.
– Какое значение в жизни человека имеет духовник?
– Очень важно, чтобы рядом находился человек, который, как добрый друг, предостерег бы нас от тех или иных неправильных поступков. На своем личном примере понимаю, что без духовника было бы сотворено очень много ошибок. Но духовника нужно выбирать очень осторожно, с рассудительностью и вниманием.
Есть три аспекта. Первый – это близость нахождения духовного отца. Зачем? Для того чтобы можно было с ним помимо богослужебного времени встретиться для беседы. У каждого из нас по мере практики духовной жизни появляются вопросы: как молиться, что значит Причастие… Может быть, о какой-либо библейской истории либо объяснить какое-либо послание апостола Павла. Только своего духовника не надо воспринимать как какой-то оракул, который расскажет, какую машину купить, куда переехать, на какую работу устроиться, чтобы побольше денег зарабатывать. Это уже решаете вы. К духовнику нельзя обращаться по вопросам риелтерским, врачебным и так далее. Священник может подсказать только в аспекте духовной жизни.
Второй аспект – это ненарушение вашей свободной воли. Господь никогда не нарушает свободную волю человека. Он сотворил человека свободным. Господь может лишь обстоятельствами жизни, встречами вразумить человека, направить его. Но сам человек делает выбор каждодневно по несколько раз, практически ежеминутно. Но если духовник начинает нарушать вашу свободную волю, значит, он не знает элементарных вещей. Он не может заставлять. Он может подсказать, предостеречь – делать выбор нужно самому.
Духовник не может заставлять что-то сделать. Он может подсказать, предостеречь – делать выбор нужно самому
И третий аспект, очень важный, – это испытание временем. Вы не можете сразу сказать, друг вам человек, которого вы встретили сегодня, вчера, позавчера. А лишь через некоторое время – год, полтора, два года, – вы можете сказать: да, тот человек настоящий товарищ и друг мне. Потому что в беде не оставил, в радости – тоже, порадовался вместе со мной и так далее. А со временем просто вылезают все скелетики наши. Когда мы первый раз встречаемся, мы хотим показаться лучше, чем мы на самом деле являемся. А потом начинаем расслабляться, и вот тогда-то и вылезают эти скелетики, неприятные моменты нашего характера и нашего мировоззрения. И уже человек, находящийся рядом с нами, может сделать выбор: готов ли он мириться с этими скелетами либо нет.
Вот три аспекта выбора духовника.
– Как и сколько поститься нужно человеку, который причащается каждое воскресенье?
– Это индивидуальный вопрос. Вообще духовная жизнь – строго индивидуальна, почему и желательно, чтобы был духовник. Это как личный лечащий врач, который рассматривает болезнь, духовную и не только, у каждого своего духовного чада, назовем это так. И ему объясняют, что делать, если ты каждое воскресенье желаешь причащаться. Не болеешь ли чем-то, нет ли у тебя какой-то диеты, нет ли у тебя сахарного диабета и так далее? Трудная ли у тебя работа? Может, ты вагоны разгружаешь либо профессионально спортом занимаешься. Спортсмен, который выступает на Олимпийских играх. Какая ему только растительная пища? Он в обморок упадет и всё.
Священник должен расспросить, сориентироваться: перед ним взрослый человек, пожилой, ребенок. А строго дать для всех один рецепт нельзя.
Есть некая традиция, назовем это так, что, если человек причащается еженедельно, по заповеди Господа: шесть дней работай, а седьмой день – Господу твоему, а это именно богослужение, Причастие и посвящение этого дня полностью богоугодным делам… Так вот, если человек причащается еженедельно и если он полностью здоров, нет никакой тяжелой работы у него, то он постится в среду, пятницу. Обычные дни: в среду Господа Иуда предал, а в пятницу Его распяли. В воспоминание этих скорбных дней мы несем пост. А в субботу, накануне, он не вкушает вина и мяса. Все остальное ему доступно. И в воскресенье он причащается.
– Можно ли молиться о здравии незнакомых людей по просьбе знакомых?
– Можно молиться. Мы призваны вообще за весь мир молиться. Даже если человек согрешил и, возможно, несет наказание. А кто из нас не согрешил? Но, опять же, под наблюдением духовника либо священника, которому вы доверяете, потому что духовная жизнь опасна, если мы ее неправильно воспринимаем и ведем. Потому что ловушки везде расставлены. Можно и в прелесть впасть, и голоса начать слышать, и до явлений каких-нибудь недалеко, и до сновидений. Ведь только силой Божией мы спасаемся, не своими заслугами. Не своим хорошим добрым поведением, поэтому не нам, Господи, но слава имени Твоему (ср.: Пс. 113: 9).
– Заповедь Божия гласит: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Но разве не значит это, что я неосознанно жду от человека положительного к себе отношения?
– Да, это одна из заповедей Божиих. Помните, когда к Господу подошел один из книжников и спросил Его, какая первая из всех заповедей? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39). Что значит: возлюби ближнего как самого себя? Даже в самых простых элементарных вещах, даже если у вас за столом есть два кусочка торта – один большой, другой маленький. Конечно, нам хочется съесть большой. Но мы, жертвуя своим хотением, отдаем ближнему самый лучший кусок, потому что мы желаем для него того, что мы желаем для себя. Но с какой целью? Ведь всегда главное – цель, для чего мы так или иначе поступаем. Поступаем ли мы так для того, чтобы послужить ближнему, угодить Богу? Ведь, помните, есть такие слова: «Постоянно ходите пред Богом». Что это значит? Нужно постоянно помнить, что Господь находится рядом, что все наши движения, поступки, помышления сердца Ему видны. И Он все знает уже наперед, как мы поступим. Памятуя об этом, нам даже становится стыдно в некоторых вещах, даже если б мы их не делали явным образом. Поэтому если мы действительно делаем так, как учит нас Христос, для того, чтобы послужить и Богу, и людям и спасти свою душу, – то это замечательно. Если же мы это делаем для того, чтобы шла какая-то выгода, меркантильные цели преследуем, это рано или поздно аукнется. И мы останемся одинокими. И Господь от нас отвернется – вернее, мы таким образом от Бога отвернемся. И люди нам перестанут верить. Будем как украшенные гробы: снаружи вроде улыбаемся, приветливые, а внутри ждем похвалы, подарков и так далее.
– Как видеть язык жизненных обстоятельств? Есть ли у вас примеры из жизни?
– Господь нам дал всё, с помощью чего мы можем понять, правильно мы идем или неправильно. В первую очередь это Евангелие, учение Господне. Берем как увеличительное стекло евангельское повествование и смотрим на каждое обстоятельство жизни и принимаем решение. Простить человека или не простить? Вот очень хочется не простить, еще позлорадствовать, что у него все плохо, так как он мне тоже плохое сделал. А если мы возьмем это стеклышко, посмотрим, то поймем, что это не так. Господь на нашем месте простил бы, ведь Он прощал даже тех, кто Его распинал, кто причинял Ему колоссальную боль. И Он молился за них, говорил: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23: 34). Почему и Церковь советует изучать Евангелие каждодневно, не пропуская чтение его ни на день. Без него – собственными мыслями – мы не разберемся. Мы начнем уходить в справедливость. А Бог – справедливый, как вам кажется? Господь – любящий, Господь милосердный. Мы помним слова: «Не называй Бога справедливым, ибо по справедливости никто из нас не достоин спасения. Называй Бога милующим, любящим, ибо только по милости и человеколюбию Господь спасает души человеческие».
Евангелие – это увеличительное стекло, через которое надо смотреть на каждое обстоятельство жизни
– Можно ли православному человеку обращаться за помощью в разрешении проблем к психологу? Если да, то как выбрать психолога?
– Можно обращаться к психологу. Как выбрать психолога? Опять же, через призму Евангелия смотрите, что за человек. Иногда бывает, что хороший специалист, но он неверующий, поэтому критерием компетенции психолога не нужно ставить веру. Он может быть достаточно хорошим врачом и вам помочь в болезни, даже если он неверующий. А бывает, верующие, но, к сожалению, больше навредят, чем помогут. Выбирайте именно по уму – смотрите, что за образование у человека, насколько он компетентен, какая школа. Хотя и это тоже зачастую не является гарантом, особенно сейчас.
– Как отличить призвание от какой-то блажи?
– Один из признаков, самых явных: если Господь призывает, то желание послужить людям, Богу, Отечеству и так далее никогда не перестает быть, оно только нарастает. Вот человек хочет стать врачом – он идет, если по призванию, не ради корысти, не ради своего личного благополучия, а ради того, чтобы просто людям послужить, полечить их, спасать жизни. И это желание нарастает с каждым днем, становится все сильнее и сильнее, пока человек не добивается желаемого. Вот это призвание. Опять же, заслуга не того человека, который услышал призвание, а заслуга Бога. И благодарность Ему за то, что он коснулся сердца и не оставил.
– А если еще не нашел свое призвание…
– Я думаю, что Господь все-таки стучится в сердце, просто здесь одна проблема: люди нерешительны и боязливы, начинают взвешивать все за и против. Эта боязливость мешает человеку сориентироваться и сделать окончательный выбор. И если мы делаем этот выбор, мы не должны смотреть назад. Помните, как в Священном Писании сказано: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9: 62). Раз ступили, все взвесили, не поворачивайтесь назад, идите до конца.
Иеромонах Лавр (Архипов)
Источник: Сретенский монастырь
Просмотрено (294) раз