Пастырские встречи. Поминовение усопших
В канун праздника Пятидесятницы, святая православная церковь совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. Эта суббота носит название Троицкой родительской. Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве. По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших. Вопросы, как правильно поминать усопших, какую молитву можно совершать, если человек ушел некрещеным, часто задают прихожане во время пастырских встреч.
Отвечает иеромонах Афанасий (Дерюгин):
– Мой вопрос про родительскую субботу. Сегодня большой вселенский праздник для усопших. Они видят, слышат, кто к ним пришел, кто их поминает? Какая связь сегодня между живыми и усопшими?
– Она разная, в зависимости от того, где эти ваши усопшие и как вы молитесь. Но связь между людьми, конечно, есть, мы все связаны друг с другом невидимыми нитями, и когда дорогой нам человек покидает этот мир, наше общение с ним не прекращается. Его здесь нет, но мы в первое время даже отказываемся в это верить. Мы его похоронили, попрощались с ним, но он как будто все еще с нами. Усопшие по-прежнему связаны с нами и продолжают нуждаться в нашей заботе. Эту заботу мы можем проявить, молясь об этих людях.
– Мне от бабушки остался старинный помянник, довоенный. Иногда думаешь: а все ли крещеные, кто у нее записан в этом помяннике?
– Молитесь за всех, как за крещеных, в меру ваших сил и возможностей.
Отвечает иеромонах Лука (Ауле):
– Батюшка, вчера похоронили брата, крещеный, но не воцерковленный, ни разу не причащался и не исповедовался. Смерть от онкологии, после сильных страданий. В храм он мог зайти, только чтобы поставить свечу. Может ли он спастись?
– Во-первых, он был крещен. Во-вторых, он не был против Господа, правда? И в церковь он заходил. Наверное, это все, что он мог сделать. Что-то, видимо, его останавливало, не пускало. За него молиться можно и обязательно нужно, и, я думаю, на том, кто будет за этого человека молиться, и будет ответственность, чтобы его вымолить. А в конце жизни он очень сильно страдал и мучился, и, возможно, через это страдание он очистился от всего негативного, что он собрал за свою жизнь. Это все, что он мог, и то, что ему дал Господь. Нужно всегда помнить: судьи не мы, судья нам всем Господь, а мы с вами должны за него молиться. И что бы с человеком ни происходило, никогда не надо терять надежды, надо молиться и уповать на милость Божию.
Что же касается того, что ваш брат не причащался, помните, к батюшке Серафиму пришла женщина, которая сильно убивалась из-за того, что то ли ее брат, то ли муж умер без Причастия, а он ей говорит: «Бывает, на земле не причастят, а ангелы на небе причастят. А бывает, и причастят на земле, а человек не причастился, так и ушел». Какая его участь, ведает один Бог. Но можно сказать, что если он ходил в храм, ставил свечи, носил иконочку, значит, он все-таки был верующий человек, и Господь знает, как его спасти. А с нашей стороны должна быть о нем молитва. И вообще, молитва Церкви о таких людях всегда есть, на каждой службе.
Если человек ходил в храм, ставил свечи, хотя и не причащался, значит, он все-таки был верующим, и Господь знает, как его спасти
– С темой смерти связана и тема жизни и воскрешения. Давайте поговорим про евангельский эпизод – воскрешение Лазаря. Расскажите о нем, пожалуйста.
– Это великое евангельское событие, когда Господь воскрешает четверодневного Лазаря, друга Господня. Удивительно то, что когда Господь со Своими учениками был далеко от Вифании, где все это случилось, Он сказал ученикам: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали (Ин. 11: 14–15). И, когда Он пришел с учениками на гробницу, плакали все, плакали сестры Лазаря, и одна из сестер, Марфа, сказал Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11: 21). Господь говорит ей: Воскреснет брат твой. Она отвечает: Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Господь ей говорит: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11: 23–26). И вот Он подошел к пещере, где уже четыре дня находился Лазарь, и попросил, чтобы открыли крышку гроба, так как по иудейской традиции гробница закрывалась огромным тяжелым камнем, который было невозможно отодвинуть одному человеку или даже двоим. Когда ее открыли, Он сказал: Лазарь! иди вон (Ин. 11: 43). И Лазарь вышел, по иудейскому обычаю обвитый погребальными пеленами, и это было для всех иудеев великим чудом.
Тут есть один интересный момент: дело в том, что иудеи очень обрадовались, и слух о том, что случилось, разнесся сразу по всему Иерусалиму среди иудеев, поэтому они Его и встречали, как царя, резали пальмы, клали одежды, восклицали: Осанна! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12: 13). И совсем скоро те же самые иудеи кричали: Распни, распни Его! (Ин. 19: 6).
Так почему же они Его встречали? Когда Господь совершил такое чудо, это чудо видели все, в том числе фарисеи, ведь Лазарь сам был фарисеем (фарисеи – это была секта в иудаизме, которая возникла после возвращения евреев из Вавилонского плена и призывала исполнять до буквы закон Моисеев, чтобы больше такое не повторилось). Лазарь был праведник, и Господь его очень любил, а также его сестер, Марию и Марфу. Они были друзья Господа, Он находил утешение у них в доме, Он приходил и с ними общался. И когда все иудеи, которые пришли на похороны Лазаря, увидели такое чудо, что Лазарь воскрес, будучи четверодневным, то есть он уже смердел, он четыре дня лежал во гробе, они возрадовались и сказали: «Как здорово! Это наш царь! Мы – самые сильные, потому что мы сейчас пойдем воевать с теми же римлянами, кто-то из нас погибнет, но наш царь нас тут же воскресит. Мы бессмертны!» Эта весть мгновенно разнеслась по Иерусалиму, поэтому Его и встречали, как царя, как победителя, как того, кто спасет их в этой, земной жизни. Но когда Он вошел в храм и стал учить о том, что есть Царство Божие, призывать их раздавать свои имения нищим, объяснять, что Царство Его не здесь, на земле, а на небе, они оказались к этому не готовы.
Как вы, наверное, помните, в иудаизме было две секты, фарисеи и саддукеи, и они между собой постоянно спорили: фарисеи считали, что будет воскресение, а саддукеи – что его не будет (ср. Мф. 22: 23). И вот, когда Господь вошел и стал учить о том, что грядет Царство Небесное, что будет иной мир и все будет там иное, иудеи были очень разочарованы, потому что они ждали Мессию, чтобы Он помог им устроиться в этой, земной жизни. По Священному Писанию, он придет, только это будет не истинный Бог, а антихрист (ср. 1 Ин. 26: 18). Антихрист придет и устроит именно эту, земную жизнь, и поначалу все будут ей рады, а христиане будут гонимы и будут терпеть большие страдания.
– Если Иисус Христос был уверен, что Лазарь воскреснет, то почему Он плачет? Это объясняют тем, что так проявляется Его человеческая природа, но все-таки, почему Он прослезился (ср. Ин. 1:, 35)?
– Помните, как Иисус Христос находился на корме лодки, лодку било волнами и ученики уже погибали, а Он спал (ср. Лк. 8: 23–24)? То есть Он так сильно уставал, что Его уже ничто не могло разбудить. Он имел человеческую немощь: Он уставал, хотел спать, Он взалкал, когда постился в пустыне сорок дней (ср. Мф. 4: 2). Ему было жалко Лазаря, как друга и как любимого ученика. Господь был Богочеловек, то есть Он был Бог и одновременно человек и имел такую же природу естества, как у нас с вами, единственное отличие состояло в том, что в Нем не было греха. И, следовательно, Он не мог умереть. Господь добровольно принимает на Себя смерть на Кресте за всех нас.
Отвечает иеромонах Ириней (Пиковский):
– Как лучше поминать своего усопшего крещеного родителя?
– Этот вопрос предполагает, что существуют разные степени поминовения. Хотелось бы уточнить, лучше – это глубже, сильнее или чаще? Мы же в слово «лучше» самые разные оттенки вкладываем. Например, в еде, как лучше питаться? Лучше – это больше, разнообразней или чаще? Для каждого человека это по-своему. «Лучше» – многосторонняя категория, когда мы говорим о количестве и качестве молитвы. Что лучше: прочитать пять акафистов и три канона или прочитать одну кафизму Псалтири? Как эти вещи можно соизмерить? В молитве «лучше» не всегда измеряется количеством, тут очень важен сам настрой, подход к молитве. Помните, что Христос говорит нам в Нагорной проповеди? Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‐нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5: 23–24). И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6: 12).
В молитве «лучше» не всегда измеряется количеством, тут очень важен сам настрой, подход к молитве
Мы приступаем к молитве, читаем «Отче наш». Вот вопрос: мы задумываемся над этими словами, когда молимся, или мы механически читаем эту молитву? Все молитвы, которые создавались древними подвижниками, были ими созданы после прохождения определенного рода аскетической школы, приобретения какого-то опыта духовной жизни. Многие из этих молитв выстраданы, то есть человек сначала что-то преодолел, какую-то болезнь в себе излечил, а потом произнес эти слова. Это означает, что чтение любой молитвы предполагает наше серьезное отношение к Тому, к Кому мы в этот момент обращаемся, и к нашему духовному состоянию.
В особые дни поминовений лучше прийти в храм и поучаствовать в соборной молитве, потому что она имеет всегда большую силу, чем молитва индивидуальная. Христос говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Когда двое или трое вместе соглашаются молиться, наступает резонанс – вот как бывает звуковая волна, если мы поем в унисон, она громче, слышнее, так и в нашей молитве: она резонирует и, как фимиам, взлетает к небу, к алтарю Господню. Но мы должны помнить о том, в каком состоянии мы приходим молиться. Это не праздный вопрос, потому что некоторые люди пишут в записках «за упокой» не только своих близких усопших, но и живых, совершенно незнакомых людей или даже недругов: назло живому другу запишу его в записку «за упокой», и пусть Господь накажет моего соседа, который через день подтапливает меня своей водой. Понятно, что у нас не должно быть никакой озлобленности, у нас должна быть любовь к тем людям, за кого мы молимся за упокой. Не безразличие, не равнодушие, а любовь.
Естественно, мы не должны перекладывать ответственность в молитве за своих усопших сродников на священнослужителей. Давайте будем реалистами: когда батюшке приносят одну записочку в день, там три имени, и еще при этом человек объясняет, что это за люди, как они жили, а главное, что он их знал, тогда ему легче за них молиться. А когда тебе приносят целую стопку записочек, то на тысяча первой ты, читая имя Александр или Татьяна, уже не понимаешь, что с тобой происходит и кто все эти люди. Важно личное участие в молитве. Я видел, как поминают усопших на Святой Горе Афон: там нет толстых синодиков. Есть какой-то прихожанин, он почил. Звонит родственница игумену или учиненному брату, который на телефоне, и говорит: «Вот, к вам такой Янис приезжал. Вот, он три дня как скончался. Помяните его, пожалуйста». И отвечающий по телефону, какой-нибудь архондаричный или игумен, записывает на бумажке это имя, идет в трапезную, там есть специальная доска для поминовений, прямо на кухне, прикрепляет туда бумажку, и братья, когда готовят еду, не празднословят, а молятся, и они сутки, двое, трое, пятьсот, тысячу раз поминают это имя все вместе, одно имя. Я думаю, здесь есть существенная разница по сравнению с нашей русской действительностью, когда батюшка каждый день поминает по пятьсот разных имен. Поэтому, если говорить об ответственности, надо, чтобы те люди, которые приносят записки, сами участвовали в богослужении, не перекладывали на священника поминовение усопшего, не ограничивались заказом сорокоуста, а сами читали Псалтирь. Если тебе что-то непонятно, разберись, чтобы стало понятно.
Надо, чтобы люди, которые приносят записки, сами участвовали в богослужении, не перекладывали на священника поминовение усопшего, сами читали Псалтирь
– Что есть правильная молитва?
– Мы часто обращаемся к Богу как к Царю Небесному, Единому в Троице. Давайте представим себе какой-то большой зал, где на троне сидит царь, справа и слева вокруг него стоят министры, и вот мы приходим к нему на поклон. Если мы обращаемся к царю с просьбой, как правило, мы еще и что-то ему обещаем. Ну, кто идет к царю без каких-либо даров? Бог от нас не требует материальных даров, но Он требует твердости в том, что мы обещаем. Мы должны пообещать Ему какую-то добрую совесть. Покаяние предполагает, что мы обещаем исправиться, не повторять свои грехи. Это не пустой звук. То есть когда мы просим у Бога какие-то блага, или заступничество, или что-нибудь еще, предполагается, что мы в этот момент и сами берем на себя какую-то ответственность. Слово «завет», а мы вступаем в Новый Завет, предполагает двусторонние отношения. Не только Христос за нас пролил кровь, но и мы должны быть достойны Крови Христовой. Это значит, что мы должны быть ответственными участниками молитвы и самого завета.
Когда мы просим у Бога заступничества, предполагается, что мы в этот момент и сами берем на себя ответственность. Мы вступаем с Ним в Новый Завет
В начале Псалтири, в преамбуле, сказано: «Постой немножко молча, пока утишатся все твои чувства, а потом, не борзяся (то есть, без какой-то дерзости, без экзальтации)» начни читать следующие слова: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс. 1: 1). Таким образом, если мы говорим о любой молитве, за живых или за усопших, то, конечно, приступая со страхом и трепетом, мы должны понимать, пред Кем мы предстоим. Молитва предполагает некую тишину сердца.
Источник: Сретенский монастырь
Просмотрено (115) раз