Выбрать страницу

Пятидесятница: зачем нужна Церковь и можно ли «верить в душе»?

Пятидесятница: зачем нужна Церковь и можно ли «верить в душе»?

В день Пятидесятницы хотелось бы сказать несколько слов о значении Церкви. Православные христиане сами не всегда могут четко ответить, зачем нужна Церковь, поэтому, надеюсь, должно быть интересно.

В антирелигиозных и просто популярных секулярных СМИ все чаще поднимается тема о том, что Церковь – это лишь человеческое учреждение, установленное с определенной, не особо благовидной целью. Не отстают здесь и некоторые протестанты. Думаю, что каждый из нас, в той или иной мере, сталкивался с ситуацией, когда родственникам, друзьям или коллегам на работе приходилось отвечать на вызовы подобного рода. Что уж говорить о пресловутом «я верю в сердце». В попытках парировать иногда обескураживающе глупые заявления мы бывает и путаемся. Каждый из нас, конечно же, ощущает важность и необходимость Церкви, но облечь чувства во внятную вербальную форму получается не всегда. Пятидесятница – день рождения Церкви, потому эта тема как нельзя актуальна.

Давайте сразу отбросим мнение по этому поводу атеистов. Разговор с ними нужно начинать не с Церкви, а с существования Бога. У нас же в стране множество людей имеют себя верующими, но реальными членами Церкви являются совсем немногие. Большинство убеждено, что их и спасать не от чего, а те, кто хоть что-то где-то слышал, уверены, что дело спасения возможно лишь на основании их внутренних, личных взаимоотношений с Богом. Проблема только в том, что ни действий, ни плодов этих взаимоотношений не видно. Таким образом, можно поставить два важных вопроса:

1. Если Бог существует, то каким образом человеку сообщается Его благодать: независимо не от каких внешних пособий или наоборот?

2. Может ли вера не только возникнуть, но и созреть, и принести плод сама собой, на основании собственных усилий души или все-таки необходимо руководство и внешняя помощь?

Спасение человека не происходит автоматически, мы все понимаем, что часть людей отправится в вечную смерть. Отсюда следует, что есть определенный принцип разделения. Спасение воспримут только те, кто присоединится к Спасителю, станут причастниками Божественной благодати. Никто не отрицает, что Господь может действовать непосредственно на человека, но с уверенностью можно сказать, что такое действие не всегда явно и ощутимо. Только представьте, что было бы, если бы вся духовная жизнь сводилась лишь к субъективному опыту. Она не имела бы никакого объективного основания. Не было бы также никаких критериев верности выбранного пути или определения пережитого опыта. Все казалось бы правильным и нужным: и реальное восприятие благодати, и экзальтация, и галлюцинации, и приступы психических расстройств, и демонические козни.

Именно поэтому святые отцы всего говорили о том, что в деле освящения человека необходимы видимые средства. Так, например, свт. Иоанн Златоуст указывает, что если человек состоит из двух природ, то и духовные дары подаются ему в чувственных образах. В ответ на аргумент о «вере в душе» можно привести замечательные слова апостола Павла, выраженные в риторических вопросах: «Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 13-14). Из этой цитаты можно сделать вывод, что приобщения к Божественной благодати человеку необходимы как видимые действия, так и видимое руководство – учение.

Подумайте о том, что Христос, во время Своего земного служения, не только проповедовал всем желающим – кто услышит, тот услышит – но и избирает группу близких учеников – апостолов. В евангельском чтении на литургии в день Пятидесятницы мы слышим такие слова Спасителя: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Это указание на особую избранность апостолов. Впоследствии Святой Дух в виде огненных языков сходит только на них, а не на всех слушателей и последователей Христа. Любые перетолковвания соответствующего места в Священного Писания (Деян. 2, 1-11) – произвольны и не имею под собой никакого основания.

После Своего Воскресения Христос на протяжении сорока дней являлся ученикам, наставляя их и готовя к приятию Святого Духа. В день Пятидесятницы именно апостолы первые, кто этого удостоился. Они стали посредниками низведения Божественной благодати на остальных. Какой-то период времени только апостолы имели право преподавать Духа через возложение рук. Напомним, что один из семи дьяконов – Филипп, крестил самарян, но не мог возложить на них руки. Для этого к нему из Иерусалима были посланы апостолы Петр и Иоанн. Вспомните еще историю с Симоном волхвом, предлагавшим учениками Христа деньги за возможность получения даров Святого Духа. А ведь он был крещен, но его личной Пятидесятницы так и не произошло. Значит недостаточно «веры в душе».

Как мы видим, Господь Сам установил определенный порядок освящения человека, где апостолы стали первыми посредниками, руководителями и учителями в таком великом деле. Может ли кто усомниться, что Спаситель хочет поддерживать и сохранять установленным Им Самим порядок?!

Мы все прекрасно пониманием, что «вера в душе», вера без Церкви – лишь оправдание собственной бездеятельности и лени. Понимают это и те, кто придерживается подобной точки зрения, только признаваться в этом самому себе не хочется, ведь придется напрягаться и менять свою жизнь. Надеюсь, что теперь у нас будет в «кармане» пара аргументов, которые, возможно, кому-то помогут встать на путь спасения, невозможный без Церкви. Напоследок напомним знаменитые слова сщмч. Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (105) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »