Когда приходит свет Утешителя
Пятидесятница показала могущество Святого Духа как Бога. Его действие преображающее и животворящее.
Утешитель кротко явился на Иордане во время Крещения в виде дыхания Христова, просветил умы к «уразумению Писаний» (Лк. 25:45). На Пятидесятницу же Он потряс землю и рыбаков сделал львами.
Сщисп. Лука Крымский, вникая в духовный смысл события, размышлял: «Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом. Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение воздуха со слабейшей и с сильнейшей силой. Едва заметное мерцание малейшей звездочки и ослепительный свет полуденного солнца – это только проявление одной и той же световой энергии в слабейшей и в сильнейшей степени. В нынешний великий праздник сошествия Святого Духа на Апостолов видим мы, что и духовная энергия, являющая нам силу Божию, может проявляться не только тихо и едва заметно, но и с потрясающей силой и славой… в нынешний великий праздник Он явил Себя миру с великим могуществом».
Только Бог может научить нас, как надо жить. Он наш Творец. Он хозяин человеческого сердца. Он знает, как заполнить глубины нашего духа. В светлое утро Пятидесятницы Бог Дух Святой пришел и вселился в нас, чтобы очистить и освятить нас изнутри. Чтобы научить нас жить и внешне и внутренне согласно нашему высокому призванию.
Своими силами человек никогда не достигнет совершенства. Сердце наше как бы поделено между душой и плотью, между материей и духом. Любить Бога от всего сердца невозможно без помощи Божией. Сщмч. Фаддей (Успенский) в одной из проповедей на Пятидесятницу говорил: «Пока не приидет Дух Святой, сердце будет подобно земле иссохшей, долго не орошаемой дождем. Вчера мы слышали в одной из паремий, что однажды в земле Иудейской была сильная засуха и голод, но пророк Иоиль говорил в утешение жителям этой земли, что пошлет Господь снова дождь на землю, если они будут каяться и обратятся к Богу с молитвой, в посте и плаче и рыдании, а в последние дни изольет на всех Духа Своего, чтобы, как земля снова стала приносить плод после дождя, так и душа каждого человека сделалась плодоносною от излияния на нее Святого Духа».
Когда в сердце приходит Утешитель, оно преисполняется бесконечного богатства. По словам апостола, от Духа рождается любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23).
Дух Святой дает радость исполняющим заповеди Христовы. «До того времени, как вселился в сердце человека Дух Святой, — говорит исповедник святитель Лука (Воино-Ясенецкий), — для него не было никакой радости в том, чтобы любить людей, жить с ними в мире, стараться во всем помогать им, прощать им обиды, терпеть от них всякие неприятности… когда же прикоснется к сердцу благодать Святого Духа, оно как будто совсем изменяется, как бы дается человеку «сердце новое, и дух новый» (Иез. 36, 26), человек тогда бывает исполнен какой-то особенной радости, он чувствует сильное желание поступить во всем так, как заповедовал Господь Иисус Христос в Евангелии, не смотрит ни на какие обиды и готов сделать всякое добро людям, какое только может».
Пятидесятница собрала воедино всех детей Божиих. Всех рассеянных, заблудших, всех кто считал себя пропавшим – возвела в достоинство сыновей. «Как во дни столпотворения вавилонского, — проповедует сщмч. Фаддей (Успенский), — люди вследствие нечестия и ненависти друг ко другу разделились между собой и Господь смешал языки их, так и ныне, когда сошел Дух Святой в виде огненных языков, Он «в соединение вся призва», так что люди, говорившие на разных языках, стали понимать апостолов, а у верующих в Господа Иисуса Христа «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32)».
Пятидесятница – это водораздел истории. Она соединяет детей Божиих и отделяет он них все лукавое и злое. Она меч, предсказанный Христом (Мф. 10:34). Она огонь, который Спаситель пришел низвести на землю (Лк. 12:49). Сщмч. Владимир (Богоявленский), созерцая проповедь апостолов, как великое дело Духа Божия, говорил: «Разделяются души…, отделяются плевелы от пшеницы, грязь и нечистая примесь от золота. Одни приходят в негодование и смеются, а другие с верой принимают это слово жизни и делаются счастливыми. Какая радость, восторг, когда от этого огня исчезает ледяное покрывало неверия, самолюбия, каким окутано было человеческое сердце, — и юная, теплая весенняя жизнь, как заря, занялась в новорожденных сердцах, согретых, загоревшихся пламенем первой христианской любви! Не страшны теперь и козни князя мира сего».
Пятидесятница рождает святых. Следующая неделя за Троицей – Неделя Всех святых. Дух Святой – воскреситель души, которая призывается к святости. Эпоха власти духа тьмы закончилась. Смерть потеряла жало, ад низложен. Святой Дух приносит свободу. Отныне верующие в Господа – это победители лукавого, это воскресшие со Христом для царствования. Сщмч. Григорий Лебедев, размышляя о святости после Пятидесятницы, замечал, что в этот день мы молимся о том, чтобы животворящая и созидающая жизнь сила Святого Духа наполнила нас и мы стали бы людьми, насыщенными благодатью.
Праздник Святой Троицы – это мистическое переживание того, что произошло с апостолами. Они были в горнице – мы в храме. Они стали Церковью, Телом Христовым в этот день – и мы Его Тело и хотим быть с Ним. Святой Дух объединил нас во едино Тело, где Глава — Христос, а мы все части. «В нас живет Христос, — писал сщмч. Сергей Мечёв, — но не потому, что мы достойны этого, а потому, что мы вошли в Его Тело и «предали» свою душу, чтобы жить во Христе. Я люблю Бога и не любить Его не могу, ибо живу Им, Его жизнью. Точно также я люблю своих братьев именно как членов единого Тела. И это не слова только, а сама жизнь, что в лице братьев я накормил Христа, помог Христу. Любить друг друга мы должны как члены одного Тела, из любви Христовой. Как, если у меня болит палец, страдаю я, так и в Церкви: когда страдаю я, страдает Христос. А потому и всякая помощь и духовное врачевство других людей есть услуга Самому Христу. И потому отнюдь не в переносном, а в прямом и точном смысле скажет Христос на Страшном Суде на вопрос людей: «Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, – ответит: …Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:44–45).
Пятидесятница это не только дар, это и требование. Богослужение выражает это постоянно словами: «…сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Жизнь в преданности Богу, жизнь в Боге, принятие Бога в себя – вот суть праздника. На каждой службе Церковь призывает нас быть в Духе, дарованном в этот день. Христианин, ты призван быть храмом Духа Святого: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»» (1Кор. 3, 16).
Святитель Лука Крымский, комментируя апостола, удивляется таким снисхождением Бога: «О, что говоришь ты, великий. Павел?! Неужели и в наши сердца нисходит Дух Святой?! О да! Глубоко истинны слова Павловы, и их подтверждает с большой силой любимый Апостол Христов Иоанн в своем первом соборном послании, в котором находим глубоко утешительные для нас слова о том, какими благодатными изменениями наших сердец сопровождается тихое и незаметное сошествие в них Духа Святого (1Ин. 2, 3–4)».
Но, как нам, стоящим на Пятидесятницу в храме и живущим в миру двадцать четыре часа в сутки, стяжать Дух Христов? Ответит нам наш Крымский святитель и врач:
«Если всем сердцем веруем мы в Господа нашего Иисуса Христа и исполняем заповеди Его, то любят нас и Отец Его Небесный, и Дух Святой, и вселяется в сердца наши Он Сам со Отцем Своим и Духом Святым, и становимся мы храмами Божьими (Ин. 14, 23). Это сказывается медленным, но неуклонным освобождением нас от всякой скверны плоти и духа. Мы становимся смиренными и кроткими, тихими и молчаливыми, милосердными и правдивыми, любящими ближних наших.
Это тихое общение с Духом Святым да будет для всех вас, духовные дети мои, целью жизни вашей, да будет глубокой и тихой радостью.
Заслужите великое счастье быть храмами Божьими и обителью Святого Духа, и защитит Он вас от всех зол и соблазнов мира, и даст вам вечную радость и вечный покой».
Иерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (87) раз