Выбрать страницу

Церковь рождается дыханием Господа. Слово в день Святого Духа

Церковь рождается дыханием Господа. Слово в день Святого Духа

На утрени праздника мы слышим Евангелие от Иоанна о том, как в первый вечер Пасхи Дух Святой дается апостолам, как плод Воскресения, и Церковь рождается дыханием Господа. Это было «в первый день недели» — начинается новый мир, новое творение. Новое бытие. Бог взял человека в Свои Божественные руки и сотворил его совершенно новым. И христиане, начиная с этого дня, не перестают собираться от первого дня недели к первому дню недели — от воскресенья к воскресенью. Церковь рождается от этого собрания из века в век, и сегодня продолжается ее рождение. Чтобы мы были христианами, нам необходимы эти воскресные дни, и наше участие в них, потому что они всегда отмечены пришествием Христовым. Мы предпочитаем говорить не об обязанности посещать храм в воскресные дни — слово «обязанность» имеет слишком юридический оттенок, — а о жизненной необходимости делать это. Человеку необходимо дышать. И не раз только, и не несколько раз в году.

«Двери дома, где собирались ученики Христовы, были заперты из опасения от иудеев» — «страха ради иудейска». И сегодня мир по-прежнему исполнен этого страха. Прежде чем приступать к молитве, пусть каждый испытает свою жизнь — какие в ней страхи. Место пасхальной победы оказывается местом, где ученики затворились от всех, — это место их страха. И место, где Дух Божий может явиться в нашей жизни, — это там, где внутренние наши раны, уязвимость, опасность, страдания. Пусть каждый из нас спросит себя, чего он боится. Какой грех, какое отчаяние, какие обстоятельства закрывают двери его жизни. Апостол Павел сознавал эту опасность как род смерти. «Смерть действует в нас, — говорит он, — однако мы не унываем. Но если внешний человек наш и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 12, 16—17).

«Иисус встал посреди их». Не случайно слово Божие соединяет Воскресение Христово и дар Духа Святого. Мы исповедуем в нашем Символе веры «Духа Святаго, Господа Животворящего» — Подателя жизни. Этот дар жизни приемлет, прежде всего, Христос. Силою Духа Святого Он побеждает смерть. Дух Святой являет в этой победе Свое царственное владычество. Он от Отца исходит и Христом приходит к нам. Христос сокрушает все преграды, отделяющие человека от Бога. Его внезапное явление среди учеников, собранных за дверями затворенными, означает, что не существует таких препятствий, которые могли удержать Его приход к Своим. В это утро Он воспринял дыхание, совершенно новое, обретая им «тело духовное», как говорит Апостол (1 Кор. 15, 44), оживотворяемое жизнью Духа Святого. Прежде чем передать его Своим ученикам, Христос «воскресший и вознесенный десницею Бога Отца, принял от Него Духа Святого», как сказано в книге Деяний. В день Пятидесятницы апостол Петр возвещает миру об этом откровении. Поистине Воскресение Христово — дело Духа Святого и всей Божественной Троицы.

И Господь «показал им руки и ноги, и ребра Свои». Кто ищет место пасхального торжества, и не может нигде обнаружить присутствие Духа Святого, пусть направит свой взор к ранам, которые находятся в его собственном сердце, в его жизни, — так же, как в мире и в Церкви. Воскресший Христос, исполнив Своих учеников мира и радости, говорит им страшные непостижимые слова: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Они были заперты от мира, теперь Господь посылает их в мир. Самое главное в служении Церкви — это то, от чего оно исходит. На самом деле есть только одно служение — Отца и Сына и Святаго Духа, которое становится служением Церкви.

«Сказав это, Господь дунул» на них. Мы думаем о первом творении человека, когда Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). И о последнем творении — то, что мы слышим в пророчестве Иезекииля о сухих костях: «дохни на кости сии сухие, и они оживут» (Иезек. 37, 9). Было творение в прошлом — первое рождение жизни в начале времени. И будет творение в будущем — всеобщее воскресение в последний день. Но есть непрекращающееся творение — Божественное дыхание всегда в действии. Верую в Духа Святаго, Господа животворящего. В Троицу Святую, Единосущную и нераздельную.

Дыхание жизни! Как непостижимо просто это пришествие Бога Живаго и Его действие в мире — через то, что является самым обычным и самым существенным для всех живых существ, — дышать. Все живые существа — от самых малых микроорганизмов до самых гигантских животных, рыбы, птицы, деревья, трава и цветы, — дышат одним и тем же кислородом, который Творец предлагает всей нашей планете. Всякое дыхание хвалит Господа. И каждый из нас тоже дышит дыханием всех живых. Физический мир — образ мира духовного. И Христос предлагает Никодиму, ищущему узнать тайны жизни, тот же простой образ ветра, который «дышит, где хочет», и все животворит.

«Примите, — говорит Господь, — Духа Святого». Обратите внимание на это слово «примите». Современный мир не любит принимать. Никто не хочет зависеть от другого. И в этом заключается сущность греха — в претензии «быть как боги». Но это не во власти человека! Хочет он или не хочет, человек — существо зависимое, абсолютно зависимое. Чтобы жить, он должен принять жизнь. Я принял жизнь от моих родителей. Я принимаю жизнь через воздух, которым дышу. Я принимаю жизнь через солнце, которое питает меня. Я завишу от тысячи вещей, от тысячи людей, от бесчисленных обстоятельств и условий. Христос говорит на Тайной Вечери: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Нам надо принять это Тело! А теперь Он говорит: «Приимите Дух Свят». Нам надо принять этот Дух Святой! Будем молиться всегда и сугубо в день Пятидесятницы, чтобы Господь сподобил нас дара научиться принимать то, что Он нам дает. Человечество должно принять общение Духа Святого, открывающего тайну Отца и Сына — Троицы и Единицы по существу. Да будет дано нам узнать, что в жизни Церкви всегда присутствует Пресвятая Троица. Церковь, говорят святые отцы, — продолжение в человеческих личностях общения любви, соединяющей три Божественных Ипостаси.

«Имже отпустите грехи, отпустятся им, — говорит Господь, — и имже держите держатся». Назначение Церкви, ее служение — возвещать прощение и спасение. Евангелие, которое мы слышим на Утрени Пятидесятницы, показывает нам, где мы стоим. Это общение людей, знающих воскресшего Христа. И послание их в мир проистекает из этого знания. Дар Духа Святого делает возможным исполнение Христова служения. Оно заключается в сообщении людям прощения, спасения, святости. Церковь предназначена к освобождению мира от власти греха, смерти и диавола. Это служение она может осуществить принесением в мир бесконечной Божественной любви. Страшный Суд приближается, мир погибает в грехе и отчаянии. Пусть знают все, что вопрос никогда не стоит: простит ли мне Бог? Крест Христов уже ответил на этот вопрос. Но один вопрос всегда остается: способен ли я принять прощение Отца, которое предлагает мне Его Божественный Сын Духом Святым?

Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия

Фото на заставке: Блинов Владимир Cергеевич / temples.ru

Просмотрено (64) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »