Как заповедовал молиться Спаситель?
«…О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23).
С такими словами Спаситель обратился к ученикам во время Своей речи незадолго до ареста. Бог слышит любую нашу молитву, но ведь слово не пустой набор звуков, а великий дар, который дисциплинирует мысль, помогает формировать в сознании нужный образ и служит средством лучшей коммуникации. А мы, как чада Бога, призваны к тому, чтобы слушать и исполнять Его волю. Тем более что Спаситель слов на ветер не бросал, и строки из Евангелия требуют от нас внимания и анализа.
Итак, Господь говорит, что мы получим всё, чего ни попросим от Бога Отца, если наше обращение будет сделано во имя Христа. Наверное, будет несколько необычно звучать следующая молитвенная формула: «Отче мой, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, помилуй меня, грешного» (или здесь можно присовокупить конкретное прошение). Евфимий Зигабен в этом месте делает акцент, что, конечно, речь идет достойном и полезном прошении.
Блаженный Феофилакт концентрирует внимание на этой фразе Спасителя: «Примечай же: получает тот, кто просит во имя Христа». Это очень важно. Христос, возлюбленный Сын Отца Небесного, сделался Человеком. Он есть идеал для нас и образец для подражания, связующее звено с вечностью и главный смысл нашего существования. С одной стороны, мы должны подражать Ему, а с другой – стремиться соединиться с Ним. По этой логике Бог Отец не оставит нас, если мы будем просить Его о помощи ради действительно важного и главного для нас – Господа Иисуса Христа.
Можно спорить о том, что Богу всё равно, как мы к Нему обращаемся, и это будет правдой. Но можно слушать слова Спасителя и черпать из них заданные Самим Богом смыслы, чтобы на практике исполнять их для своей же в первую очередь пользы. Блаженный Феофилакт пишет: «А из тех, кои желают предметов мирских и душевредных, никто не просит во имя Христово, а потому и не получает. Ибо имя Христа Божественно и спасительно. Если же кто просит пагубного для души, то неужели мы скажем, что он просит во имя Спасителя?». Действительно, Бог волен устроить нашу реальность таким образом, что она будет для нас полезна. Но если что-то может нанести нам вред – мы не получим этого от Бога, хотя и можем, уже нанося вред самим себе, с огромными для себя потерями этого достигнуть.
Однако если мы собираемся просить чего-то доброго, нужного для нас, на это Христос говорит: «…Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24). Здорово получить в жизни какую-то маленькую человеческую радость. Но настоящую радость человек испытывает – и любой православный христианин испытывал это множество раз – когда горячая молитва, иногда со слезами, в страданиях, с надеждой (а порой и без нее), оборачивалась внезапным результатом! В эти моменты и просыпается в нас настоящая радость, потому что мы не одни в этой вселенной, и эта вселенная не ограничивается нашим горизонтом и зримой вертикалью от земли до Неба. В молитве «Отче мой, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, помилуй меня», которую посоветовал нам использовать Спаситель, сокрыта великая мудрость: как молиться, о чем просить, а еще – что с молитвой действительно нужно делать каждое дело и все свои чаяния обращать к Господу, как Истинному Царю мира, способному помочь и подарить нам настоящее счастье.
Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (153) раз