Кого ждет Адам в своем райском доме
Память всех святых, от века просиявших, отмечает Церковь в первый воскресный день по Пятидесятнице. Кто же они, эти наши все святые?
Сразу же после дня Пятидесятницы Церковь напоминает нам о тех, кто принял в себя благодать Духа Святого и зажег свое сердце от огня этой Божественной свечи. Память всех святых, от века просиявших, мы отмечаем в этот воскресный день. Кто они? Суровые воины с пропитанными подвижническим потом и кровью мученичества душами? Или же малые дети Небесного Отца, которых есть Царство Божие (Мф.19:14)?
Грандиозность и монументальное величие удивительным образом сочетается в святых с чистотой и простотой ребенка, лишенного всякого лицемерия и притворства. Только чистое сердце может видеть в каждом человеке сияющий образ Христа. Только оно может принимать смерть от людей, как милость Божию, а когда Бог избавляет его от этой смерти – считать себя недостойным Его милосердия.
Святые, как никто другой знают, что любое доброе дело, если оно делается не по любви, не принесёт душе никакой пользы. Когда любовь Духа Святого входит в сердце человека, он переживает всю Вселенную, как благословенный дом своего Небесного Отца и видит, как каждый ее атом освящен дивным Божественным светом. Этот свет очищает ум, освящает сердце, наполняет душу духовным рассуждением и Евангельской мудростью.
Святые знают наверняка, что богопостижение есть знание, которое невозможно усвоить через чтение богословской литературы. Оно появляется в душе исключительно по милости Божией, как дар за самоотречение и самопожертвование. Жизнь большинства преподобных яркое тому подтверждение. Этот дар приходит тогда, когда слова ектеньи «Сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим» становятся практическим образом жизни. Бог дает Свою благодать тем, в ком Он уверен, тем, кто не будет пользоваться ею с выгодой для себя, кто дарованной ему свободой не станет попирать свободу находящихся рядом людей.
Чистое сердце невозможно выдать в качестве приложения к диплому, это редкий дар даже у тех, кто всю жизнь прослужил в Церкви.
Получившие благодать возрастают в ней ежечасно. Они возвышаются даже тогда, когда падают под тяжестью навалившегося на них греха. Само это падение святые используют как повод для сугубого покаяния и возрастания в смирении, а значит и в благодати. Все доброе они приписывают Богу, а все худое себе, так что дьявол не находит в них ничего, за что ему можно было бы зацепиться.
Здесь, на земле, человек обычно строит дом, получает образование, ищет себе пищу и средства для жизни. На Небе все иначе. Царство Божие не нужно создавать, оно давно создано Богом и ждет нас в готовом виде – это изначальный дар человеку от Бога. Все, что от нас нужно – готовность войти в него. Этой готовности святые обучают себя ежедневно. Для этого они наполняют себя Богом, дышат Им, соединяются с Ним, любят Его, живут Им.
Но, где и в ком Господь может найти простое сердце? Может оно прячется где-то под золотыми митрами и наградными крестами, белыми или черными клобуками? Может оно живет в магистрах и бакалаврах богословия, этих «специалистах в области религии»? Но их профессиональные навыки ориентированы на книжные знания, а не на внутреннее устроение. Бог же стал человеком для того, чтобы дать нам чистое сердце. Чистое сердце невозможно выдать в качестве приложения к диплому, это редкий дар даже у тех, кто всю жизнь прослужил в Церкви. Ведь чистота и простота есть абсолютная свобода от всякого эгоизма, отсутствие даже малейшей пылинки гордости.
Святость – это беспрерывное пребывание во Христе, не утомляющее, не обременяющее, но возрождающее и просвещающее состояние духа. В Нем исчезает наше человеческое скудоумие, которое называется интеллектом, а на его месте воцаряется мудрость Духа Святого. Наш ум живет выдумками и фантазиями своего воображения, которое варится в бульоне кипящих и бурлящих помыслов. А обОженное сознание не имеет никаких представлений, не создает умопостроений, не имеет собственных мыслей. Оно просто живет в благодати, нося в себе ум Христов.
Святость – это беспрерывное пребывание во Христе, не утомляющее, не обременяющее, но возрождающее и просвещающее состояние духа.
Одна из тайн, не ведомая грешным людям, но знаемая святыми, учит нас тому, что человеческое сознание все знает и так, без всяких мыслей, его не нужно ничему обучать, оно все понимает без нашей логики и анализа. Только вернувшись в свое сознание, скрытое в глубинах нашего сердца, ум перестает блуждать в темноте и начинает видеть все, как оно есть на самом деле, а душа умиротворяется, найдя покой во Христе. Наше сознание живет без препятствий, оно создано Богом для вечности, поэтому его невозможно уничтожить. Это и есть наша неповторимая уникальная личность, которую возлюбил Христос. Но не нужно путать ее со своим умом или чувствами. Именно этой личности Бог заповедал блаженство.
Блаженство – это полная и абсолютная свобода от всяких ограничений, налагаемых эгоизмом, мышлением, страстями и земными привязанностями. Блаженство – это свобода пребывания в единении с абсолютно свободным и блаженным Богом. Блаженство – это свобода войти в святость Бога и остаться в ней на вечные времена, уже не боясь ее когда-либо потерять. Блаженство – это погружение без остатка в Божественную любовь и умиротворение при всяком отсутствии страха греха и смерти.
Наша жизнь так и будет проходить в тени и сени смертной, пока мы, опутанные паутиной помыслов, влачим уставшие наши души по пыли и грязи этого мира. Отличие нашего ума от сознания в том, что сознанию, которое есть подобие и образ Божий в человеке, нечего делать в миру, поскольку оно пребывает в личной свободе от всяких мирских интересов. А ум живет только миром, не представляя без него свою жизнь.
Пока мы находимся в иллюзии раздельности единого всечеловека Адама на нации, государства, расы, партии и проч., мы будем враждовать и сравнивать, прилепляться к месту и времени, судить и анализировать, размышлять и спорить, воевать и ненавидеть.
Еще одна тайна, так и не понятая современными христианами, но явленная нам святыми, говорит о том, что человек пребывает на самом деле в Боге, в то время как думает, что живет в Украине, России, Китае или Америке или другой какой стране. Пока мы находимся в иллюзии раздельности единого всечеловека Адама на нации, государства, расы, партии и проч., мы будем враждовать и сравнивать, прилепляться к месту и времени, судить и анализировать, размышлять и спорить, воевать и ненавидеть. Нам будет мерещиться то, чего на самом деле нет и быть не может.
Так сатана разыгрывает перед нами вселенский спектакль, представление под названием «жизнь современной цивилизации». Но, когда занавес этого спектакля закроется, на нашем смертном одре, мы поймем, как же жестоко нас обманули. Тогда мы поймем, что на самом деле представляет собой политика, национальные, государственные интересы и прочая суета этого мира. Тогда мы поймем, что на самом деле кроме нас и Самого Бога в мире больше никого не было. Но вместо того, чтобы идти к Богу, жить Им, молиться Ему, дышать Им, мы запутались в сатанинских декорациях и бессмысленно потеряли драгоценное время земной жизни.
Мир есть не что иное, как одержимость ума, цепляние за пустые и ложные имена и определения. Выйти из этой одержимости нам может помочь только непрестанная Иисусова молитва, которая вводит нас в страну обетования – наше вечное сознание, где ждет нас Христос.
Непорочное, чистое, светлое наше сознание встречает нас свежестью своего бытия. Целомудренное, оно восхищает нас своей чистотой ведения. Безмятежное, оно ласкает нас своим благодатным состоянием. Таким создал его Господь и водворился в нем, ожидая нашего к Нему возвращения. До тех пор, пока мы к Нему не возвратимся, мы будем похожи на двигающийся, дышащий, суетящийся и бегающий по миру с авоськой за плечами труп, без всякого намека на присутствие в нем Вечной жизни. В этом пустом швырянии по миру, к сожалению, и проходит жизнь большей части людей нашей планеты.
Святые, память которых мы светло празднуем в этот день, призывают нас вернуться к себе домой, туда, где пребывают сейчас они сами. А пока у Адама еще не все дома, Бог терпеливо ждет нашего возвращения.
Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов
Просмотрено (119) раз