Выбрать страницу

Чем отличается любовь к себе от себялюбия

Чем отличается любовь к себе от себялюбия

Заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» (Мф. 19:19), безусловно, подразумевает любовь человека к самому себе. Мы любим себя — как творения, созданные по образу и подобию Божию. Следовательно, любим себя в Боге и Бога — в себе.

Но страсть, именуемая себялюбием, является искажением этой добродетели. Страсть себялюбия есть страстная любовь к своему эго, к падшему «я», отвергнувшему Бога и обращенного исключительно к материальному миру, то есть живущему лишь земной, плотской жизнью вместо жизни духовной. Именно из-за этого любовь к себе — это, в первую очередь, любовь (или страсть) к своему телу и плотским удовольствиям.

Себялюбивый человек постоянно ищет чувственных, телесных удовольствий. Но именно они определяют скорость грехопадения. Ведь чем глубже человек погружается в удовольствия, тем быстрее он забывает о Боге. Так что себялюбие – это еще и отчуждение от Бога. Получается замкнутый круг: незнание Бога усиливает любовь к своему «я», а любовь эта отдаляет от Бога еще на большее расстояние.

Почему же мы часто принимаем страсть себялюбия за разумную, добродетельную любовь к себе, о которой шла речь выше? Дело в том, что, будучи христианином по своему существу (ведь все мы существуем в Боге), человек, впадая в страсть себялюбия, то есть отделяя себя от Бога, не может отличить это чувство от добродетели. Ему кажется, что он любит себя так, как и должно это делать согласно заповеди. Однако получается неожиданный результат, о котором говорит Феофилакт Болгарский: себялюбивый человек, сосредоточенный исключительно на себе, на самом деле не любит не только других людей, но даже и самого себя. Более того: он себя ненавидит. Ведь, отвергая Бога любовью исключительно к своему «я», мы отвергаем по сути и себя — как образ Божий, — совершая тем самым духовное самоубийство.

Человек, страдающий себялюбием, перестает упражняться в добродетели, которая помогала бы ему жить с Богом, и открывает путь всем страстям, нанося непоправимый вред своей душе и телу.

Смущение, раздвоение, всяческие страдания — все это сопровождает тех, кто болен себялюбием.

Себялюбивый ненавидит Бога и ближних. При чем тут ближние? Дело в том, что, любя Бога и себя в Боге, мы непременно возлюбим и ближнего — как самих себя. Ведь наш ближний, как и мы, несет в себе образ Божий, является чадом Божиим, богом — по той благодати, что дает Господь. И каждый из нас друг другу — брат и ближний, потому что в лице твоем я могу увидеть Бога и одновременно самого себя, так как все мы являемся частью единой человеческой природы.

Но страсть себялюбия лишает человека этой связи. Он не видит в ближнем того, что является смыслом нашего бытия и существования, и прерывает духовное сообщение. Именно так между людьми развиваются поверхностные, неглубокие отношения, в основе которых — безразличие друг к другу, пренебрежение, бесчувствие и нежелание искреннего, подлинного общения. Для себялюбца не существует ближних, нет братьев и сестер — тех, кто, как и он сам, являются детьми Бога Отца и причастны в Боге одной природе. Напротив: ближний становится для него противником и врагом.

Себялюбец ищет прежде всего возможности самоутвердиться. Для него представляют ценность лишь собственные интересы, а об интересах и благе других людей он даже не думает. Ближний для него становится средством получения различных благ, и таким образом он начинает относиться к другому человеку как к вещи — механизму или инструменту.

В то же время ближний для себялюбца — конкурент, потому что своими успехами он способен затмить его «я» и тем самым лишить каких-то благ и наслаждений. Поэтому себялюбивый человек со временем становится агрессивным.

Там, где есть любовь Божия, «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11), «нет ни мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). А там, где властвует себялюбие, — противостояние, противоборство, зависть, распри, вражда, споры, агрессия, неправда, жестокость, войны и смертоубийства.

Себялюбие — это болезнь. Болезнь по своим последствиям и природе. Именно поэтому святые отцы называют таких людей безумцами, лишенными рассудка.

В себялюбии нет места рассуждению. Это состояние абсурда.

Как пишет современный православный философ Жан-Клод Ларше, «болезненные последствия себялюбия происходят по той причине, что себялюбие само по себе — болезнь, выражающаяся в противоестественном выражении абсолютно естественной человеческой наклонности — добродетельной любви к своему “я”, непременно связанной с любовью к Богу и ближнему».

Архимандрит Павел Пападопулос
Источник: Православие и Мир

Просмотрено (104) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »