Святой — окно, за которым Бог
Православная Церковь есть Церковь святых, и их почитание — неотъемлемая часть Священного Предания Церкви. В прошлое воскресенье мы праздновали память Всех святых, а в следующее воскресенье будем чествовать Всех святых, в земле Русской просиявших. Период между этими двумя праздниками — самое время поискать ответы на наиболее важные и наиболее распространенные вопросы о святости.
На вопросы нам будет отвечать прежде всего, Священное Писание, а затем — учителя Церкви, духовные писатели, в том числе и те, кого Церковь признала святым.
— Итак, что такое святость — если иметь в виду святость человека — и каким образом она возможна?
— Причина святости — Бог. Он — «един Сый свят» — Единственный, Кто свят по природе, человек же становится святым по благодати Божией. Помимо Бога, без веры в Него, вне Церкви — святость невозможна, хотя возможны, конечно, высокие моральные качества. Святость — не набор качеств или характеристик, а открытость человека Богу и преисполненность Его освящающей благодати. Митрополит Сурожский Антоний: «Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет».
О том, как человек становится святым, пишет преподобный Иустин Попович в своей статье «Что такое святость и зачем читать жития святых»:
«Вера в Господа Христа соединяет человека с вечным Господом, Который по мере веры человека разливает в душе его вечную жизнь, и он ощущает и сознает себя вечным. Притом тем больше, чем больше человек живет по той вере, которая постепенно освящает благодатными божественными силами его душу, сердце, совесть, все существо. Соразмерно вере человека растет и освящение его естества. <…> Настоящая жизнь человека начинается его верой в Господа Христа, которая всю душу, все сердце, весь ум, всю крепость его предает Господу Христу, и Он постепенно их освящает, преображает, обожает. <…> В самом деле: наша жизнь настолько есть жизнь, насколько она во Христе. А насколько она во Христе, она показывает своей святостью».
Сербский духовный писатель, мыслитель, прославленный в лике преподобных в 2010 году, помогает нам понять: святость и есть подлинная жизнь, а противоположность святости — смерть как плод греха. Стало быть, мы с вами — несвятые — находимся между жизнью и смертью. Да, это экстремальная ситуация, и действовать мы в ней должны — соответственно: стремиться к жизни. К Жизни с большой буквы.
— Святость — это особая избранность человека Богом или же святым может стать каждый человек?
— Ответ на этот вопрос содержится в Евангелии, в Нагорной проповеди: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). И каждый стих Нагорной проповеди — веха на дороге к этой цели. Апостол Петр в своем Первом соборном Послании цитирует древнюю книгу Левит (11, 44): будьте святы, потому что Я свят. Как мы видим, здесь речь не о том, может или не может тот или иной человек стать святым, а о том, что каждый член христианской семьи призван к святости. Быть святым — значит, быть всецело с Богом, жить по Его заповедям. Господь приходящего к Нему не изгонит (см.: Ин. 6, 37), идущего к Нему не остановит, никаких искусственных преград перед ним не поставит. Многочисленные преграды ставит наша поврежденная грехом природа, с которой очень трудно бороться. Поэтому святые идут ко Христу (именно к Нему, подчеркнем, а не к почетному званию святого) тяжелейшим путем покаяния, трезвения, смирения. Преподобный Петр Дамаскин: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
— Если святость не предопределена, то почему святость иных людей (преподобного Сергия Радонежского, блаженной Матроны Московской) предварялась знамениями еще до их появления на свет или в их младенчестве?
— Святость не предрешена, как и падение, духовная гибель — человек свободен в своем выборе: но Господь всеведущ, и будущий выбор человека для Него не тайна. Святитель Илия Минятий писал: «Предопределение есть предведение Божие и предуготовление благодеяний Божиих, которыми непреложно спасаются все спасаемые <…> сочетание воедино божественной благодати и человеческой воли, благодати Божией, которая призывает, и воли человеческой, которая следует призыванию». А вот как объяснял это апостол Павел в своем Послании к Римлянам (8, 29–31): …кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
— Если мы не святые, почему же мы за каждой Божественной литургией слышим возглас «святая святым», предваряющий наше Причастие?
— Этот возглас — важное для каждого из нас напоминание о том, в каком значении используется слово «святой» в апостольских посланиях: всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым — это апостол Павел (Рим. 1, 7). А вот это апостол Петр: Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9). Как ни странно это звучит, первые христиане не делились на святых и несвятых: это пришло с охлаждением, со снижением духовного градуса; а они знали, что, раз крещены — значит, освящены, взяты в удел, и готовы были идти за Христом до мученической смерти. Но ведь и мы с вами тоже крещены! Как объясняет в своей книге «Благословенно Царство» (Издательство Саратовской митрополии, 2015) доцент Саратовской православной семинарии, специалист в области православного богослужения Алексей Кашкин, «возглас действительно означает, что Святые Дары предназначены святым; но слово «святые» здесь используется в значении выделенные для Христа, избранные для Него и освященные Его благодатью. Сам факт нашего крещения уже выделил нас из общего числа людей. Эти слова первоверховного апостола говорят еще и о том, что каждый из нас призван к святости».
— Если святой — человек, исполненный благодати и близкий Богу, то у него не должно быть никаких слабостей, никаких человеческих недостатков, ошибок… Или это не так?
— Надо понимать, что святость — это не безгрешность: «Несть человек, иже жив будет и не согрешит». Безгрешен только Бог. Ошибки и заблуждения — отчасти плод греха, отчасти — следствие того, что жизнь слишком сложна, любая ситуация в ней неоднозначна, каждый человек — и святой не исключение — видит ее под своим углом, и избежать ошибок человеку не под силу. В истории немало примеров, когда святые ссорились меж собой, доходя до взаимных анафем. Престарелый Епифаний, епископ Кипра, мужественный и бдительный борец с ересями, специально прибыл с этого острова в Константинополь, чтобы изобличить святителя Иоанна Златоуста, на которого было воздвигнуто гонение; и вопрос, пожалел ли он об этом, остается спорным. Но как пишет в своей статье «Святитель Епифаний Кипрский (К 1600‑летию преставления)» протоиерей Валентин Асмус: «Христос торжествует во всем и прославляет избранных Своих. Он увенчал светлым венцом святителя и исповедника святого Иоанна Златоуста, прославил и верного воина Своего святителя Епифания Кипрского. Мы молимся обоим, с той разницей, что святитель Иоанн поминается почти круглый год, на отпусте каждой своей Литургии».
Черта святости — не безошибочность, а готовность смиренно признать свои ошибки. И точно так же — не безгрешность говорит о святости человека, а его отвращение ко греху в себе и готовность бороться с ним до конца, как преподобная Мария Египетская.
— Чем должны стать для нас святые, каким образом участвовать в нашей жизни?
— То, что мы воспринимаем святых как наших молитвенников, как ходатаев за нас перед Богом, то, что надеемся на их помощь, в том числе и в конкретных, подчас очень трудных для нас жизненных ситуациях — правильно. Но беда, если это принимает чисто потребительский, прямо скажем, бездуховный характер: мы просим святого помочь, но не помним при этом, что он — именно святой, а не волшебник из сказки. Например, молим великомученика Пантелеимона об исцелении, не задумываясь о том, почему он сам, будучи молодым и здоровым, предпочел благополучной жизни мученическую смерть. Заказываем молебен «Николе Угоднику» — святителю Николаю — не желая при том узнать хотя бы, где и когда он жил, что на этой земле делал. Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, чтобы просить помощи у святого, нужно быть одного с ним духа. Хотя бы задуматься об этом, хотя бы попытаться к этому приблизиться.
Святой — не только ходатай за нас перед Богом и даже не только пример для благочестивого подражания. Каждый святой для нас — это встреча: через человека — с Богочеловеком, со Христом. Святой — чистое, прозрачное окно, за которым мы сразу видим Бога. Ведь, как писал в процитированной уже нами статье преподобный Иустин Попович, жизнь святых «вся от Господа Христа, и потому вся — христожизнь; и мысль их есть христомысль, и чувство их — христочувство. Все, принадлежащее им, есть в первую очередь Христово, а уж затем их; если совесть, то она сперва Христова, а затем их, если жизнь, она сперва Христова, а затем их. У них нет и их самих, а все и во всем Христос. Поэтому жития святых есть не что иное, как жизнь Господа Христа, обновленная в каждом святом в большей или меньшей мере, в том или ином облике. Или точнее: это жизнь Господа Христа, продолженная через святых».
Подготовила Марина Бирюкова
Источник: Православие и современность
Просмотрено (183) раз