Вера, пост и молитва
Исповедуя свою веру во Христа, мы говорим, что существует возможность личных отношений со Христом, а в них – вечной жизни. Только общение с Ним дает нам жизнь, мир и внутреннее равновесие.
«Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9: 29). Господь говорит о роде врага, о роде дьявола. Христос говорит, что дьявол не выходит из человека, кроме как от поста и молитвы. Как вы помните, перед этим мы слышали диалог о вере между Господом и отцом, сын которого был одержим демоном. Спаситель сказал этому человеку, что для исцеления его сына нужна вера, и услышал в ответ, что вера у отца была, но в ней не было силы. Ведь вера – это дар благодати Божией. Здесь речь идет о трех важных вещах: о вере, о посте и о молитве. Как они связаны между собой?
Во-первых, когда мы говорим о вере, речь не идет о чисто умозрительном согласии с тем, что Бог существует. Исповедуя свою веру во Христа, мы говорим, что существует возможность личных отношений со Христом, а в них – вечной жизни. Верить во Христа значит верить, что в Его личности – наша вечная жизнь. Только общение с Ним дает нам жизнь, мир и внутреннее равновесие. Если мы отходим от того понимания духовной жизни, которого хочет от нас Христос, вера, лишенная понятия о живой связи со Христом, превращается в религию, в чисто рассудочное занятие, весь смысл которого состоит в проговаривании правильных словесных формул. Именно эта потеря живой связи с Ним заставляет нас отказаться от своего лица и надеть на себя маску – неважно, религиозную или мирскую. В любом случае, человек в маске не может строить живые отношения и подлинную связь. Собственно, именно это и есть самый главный, основной грех: не встретив Христа, Который есть дар, благость, наша опора, наше оправдание, человек пытается оправдать себя человеческими силами. Вот так и появляются на свет «добрый христианин» и «хороший человек». Большинство современных «приличных» людей носят эту маску, потому что хотят наслаждаться чувством собственной правоты и значимости. Разумеется, стиль и манеры у них будут различны, в зависимости от того, пребывают они в Церкви или вне ее, но суть, конечно, неизменна. Да, в сущности, за большинством человеческих действий стоит одна-единственная страсть: чувствовать себя правым. В глубине души всякий человек хочет убедить самого себя, что верить нужно не в Бога, а в свое «я». Однако это желание создает для человека массу психологических проблем. Тот, кто верит в себя, никак не может обрести цельность; он постоянно вынужден бороться и что-то доказывать, в том числе и самому себе. Такой человек, вращается ли он в светском или религиозном кругу, всегда должен стараться выглядеть достойно – и в своих глазах, и в глазах окружающих.
Верить во Христа значит верить, что в Его личности – наша вечная жизнь
Но что на самом деле нужно человеку? Нужно доверять Богу, Который хочет его спасти, нужно верить благодати и любви Божией, которые и делают его достойным. Доверие к этой связи между нами и Богом, благоговение перед ней, перед этим движением Бога навстречу нам, на которое мы свободно и добровольно будем отвечать соблюдением Его заповедей, – вот что нужно человеку. Ведь заповеди нужны для того, чтобы указать нам путь жизни. Но если человек не хочет видеть в вере живую связь, а воспринимает ее как закон, как моральный кодекс, как некую практику, которая сделает его правым, – тогда заповеди уже не указывают путь жизни. Они подавляют душу, они становятся орудием насилия, от которого никак не избавиться и не освободиться. Итак, суть дела не во внешних проявлениях; что действительно важно – это внутреннее состояние человека. Необходимое внутреннее состояние начинается с веры, что Бог есть любовь. От нас, говорит Господь, требуется вера. Пример отца из сегодняшнего евангельского чтения говорит нам о том, что и мы на своем пути к построению живых отношений с Богом в первую очередь должны захотеть поверить.
Нужно доверять Богу, Который хочет спасти, нужно верить благодати и любви Божией
Приведу небольшой пример. Влюбленные по мере развития их отношений постоянно клянутся друг другу в вечной любви и верности. Однако мы знаем, что все эти клятвы оборачиваются ложью, если не подкрепляются постоянным подвигом. Верность – это крест. Если человек считает, что стабильность отношений ему гарантирована, если он пользуется ими, чтобы наслаждаться чувством собственной правоты, и не готов жертвовать, вкладываться в эти отношения, не желает раскрываться перед другим, он непременно измучается сам и измучает другого. И в таком совершенно расшатанном состоянии человек станет искать «обезболивающее», какое-нибудь чудо-средство, которое решит все его проблемы. В этом качестве могут выступать и религия, и Церковь, и другое.
Так что же нам делать в такой ситуации? Нам нужен пост. Речь идет не только о пищевом посте. Помимо пищевого поста, можно еще поститься от эгоизма, поститься от убеждения, что я – пуп земли. Но как все-таки сохранить то хорошее, что уже есть у меня, и начать делать что-то новое? Здесь нужна молитва.
Молитва – это попытка ненадолго умолкнуть и позволить зазвучать слову Божию
Что такое молитва? Молитва – это попытка ненадолго умолкнуть и позволить зазвучать слову Божию. Молиться – значит прекратить на минуту мой бесконечный разговор с самим собой и своими мыслями, чтобы прислушаться к любви Божией. В такие минуты человек и питается благодатью Божией. Часто приходится слышать, что Церковь изжила себя и уже никого не вдохновляет. Так говорят потому, что мы, христиане, даже понятия не имеем ни о покаянии, ни о смирении, ни о доверии к любви Божией. На нас нет крестных ран Христовых, мы не любим людей, как любит Он. Поэтому мы несчастны. Более того, мы просто-напросто неудачники. И кого может вдохновить суровый консервативный неудачник? А веселый и либеральный неудачник? Больше всего необходимо всякому человеку, чтобы в его жизни раскрылась жизнь вечная – любовь Божия. Выражаться это может и в принятии своих ошибок (искреннем принятии!), но в первую очередь, конечно, в твердой уверенности, что Бог всегда готов простить нас.
Из книги: Архимандрит Варнава (Ягу). Церковь грешников
Просмотрено (97) раз