Выбрать страницу

Можно ли молиться об умерших от алкоголизма или наркомании?

Можно ли молиться об умерших от алкоголизма или наркомании?

Молиться, безусловно, можно. И логика здесь очень проста. Так, отказывая в отпевании самоубийцам, Церковь преследует две цели. Первая – нет ни малейшей необходимости в том, чтобы совершать очевидно бесполезные действия. Как известно, молясь об усопших, мы просим им «милости Божией, Царства Небесного и оставления грехов». Конечно, крещёный человек может вести как праведную, так и грешную жизнь, но мы никогда до конца не знаем, с чем на душе он уходит в вечность. Иногда покаяние, искреннее, истинное и действенное, выражается одной фразой, словом или даже мыслью. И этого бывает достаточно. Правда, об этом могут никогда не узнать ни окружающие, ни близкие. Да и ладно, Бог-то ведь знает. Хороший пример мы имеем в лице благоразумного разбойника. Человек исключительно грешной жизни, грабитель и, по всей видимости, убийца покаялся в последние часы жизни. И покаяние его осталось незамеченным даже теми, кто находился совсем рядом с местом казни. Недаром ведь только один евангелист Лука передаёт нам диалог разбойника и Господа. В Евангелии же от Матфея мы читаем нечто иное: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф. 27:44). И это никакое не противоречие. Когда одни, стоявшие у креста, могли слышать слова, сказанные в покаянии одним разбойником, до слуха других долетали лишь хулы, которые изрыгал второй. Нет сомнений, что последний делал это куда громче первого. Итак, не зная наверняка, с чем тот или иной крещёный человек ушёл в вечность, мы в молитве просим ему максимально возможных благ: милости от Бога, пребывания в Небесном Царстве и прощения грехов.

Но вот о ком мы точно знаем, с чем они ушли, так это о самоубийцах. Простите за банальность, но позволю себе написать несколько совсем очевидных вещей. Первое: пока человек жив, он не безнадёжен. То есть покаяться и исправиться может абсолютно любой. Но только пока он жив. Второе: смерть как бы фиксирует человека в том состоянии, в котором он её встретил. Происходит всё очень просто: в процессе разрушения цельности человеческой природы, который мы называем разлучением души с телом, душа, лишаясь тела, теряет волю. И именно по причине отсутствия последней умерший становится неспособным к покаянию, исправлению или изменению.

Лишение себя жизни – это всегда акт противления Богу. Человек дерзает распоряжаться собственной жизнью и смертью, властью над которыми не обладает и не может обладать. И всё бы ничего, но, доведя грех до конца, он уже не в вилах покаяться, даже если очень захочет. В итоге самоубийца сам фиксирует себя в состоянии богопротивления, предрекая неизменность собственной печальной участи в вечности. Какой же смысл о нём молиться? Что эта молитва ему даст? На что повлияет? Что сможет изменить?.. Вот по этой причине и не молится Церковь о самоубийцах.

Вторая причина также проста до банальности. Отсутствие в Церкви возможности молиться о самоубийцах имеет своего рода воспитательное значение для живых. Пусть они, живые, смотрят на то, что суицидников не отпевают, о них не молятся, их даже, если уж буквально в соответствии с положенным порядком, не хоронят в ограде церковного кладбища.

Однако всё вышесказанное касается только одной категории людей: тех, кто сознательно лишил себя жизни, с намерением сделать именно это.

А теперь зададимся вопросом: алкоголики, наркоманы, зависимые от адреналина, рискующие жизнью ради забавы, экстрима, самоутверждения или просто, чтобы нервы пощекотать, – все они ставят перед собой цель непременно лишить себя жизни? Конечно, не ставят. Умирать они вовсе не собираются, а, возникни реальная опасность, сделают всё, чтобы не пострадать. Конечно, алкоголик убивает себя. Но стремится он не к смерти, а к поддержанию себя в состоянии пьяного угара. Так же и разнообразные экстремалы, любители запредельных скоростей, прогулок по заброшенным высоткам без страховки и езды на крышах поездов. Все они хотят чего угодно, но только не смерти.

Поэтому никого, кроме тех, кто сознательно лишает себя жизни, преследуя исключительно эту цель, к самоубийцам отнести нельзя. И потому лишать права на отпевание и церковную молитву после смерти никого из них мы не можем.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (285) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы