Отцы и дети плюс священник: что делать, если возник конфликт?
Представим ситуацию: есть семья воцерковлённых христиан. Дети ходят в воскресную школу, которую окормляет определённый священник, и исповедуются у него. Родителей наставляет другой духовник. Однажды на замечание мамы или папы ребёнок отвечает: «А батюшка меня благословил иначе поступать!» Как быть родителям в такой ситуации — особенно если мнение священника противоречит их мнению? Соглашаться — и потерять авторитет в глазах ребёнка? Противоречить — и лишить авторитета священника? Мы обратились за советом к протоиерею Владимиру Шутову. Результатом стал серьёзный разговор о важных проблемах взаимоотношений священника и прихожан.
Доверять не человеку, а благодати
Сегодня мы рассмотрим проблему очень непростую и требующую большого предисловия. Прежде чем говорить о конфликтах между родителями и священником, окормляющим детей, нужно разобраться в том, какими должны быть отношения между священнослужителем и прихожанами в целом.
В жизни между людьми неизбежно возникают какие-то разногласия. Если же говорить о духовной сфере и Церкви, то в главных вопросах здесь всегда должно быть единство, во второстепенных допустимо разнообразие, но в целом во всём должна быть любовь. Священное Писание — это руководство по решению абсолютно всех вопросов, которые возникают у человека на пути спасения. Когда у нас случаются какие бы то ни было разногласия в духовной сфере, мы руководствуемся правилом, которое дал нам Господь: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17).
Если между людьми есть конфликт, они зовут в свидетели других людей, это естественно. Священнослужитель — универсальный третейский судья, которого Сам Господь поставил на земле вязать и решить. И здесь очень важно доверие между священником и верующим. Нужно, чтобы человек, который обращается к священнику, полностью доверял ему — невзирая на его возраст, образование, жизненный опыт и так далее. Нужно доверять ему как священнику, а не как человеку, принимать, что через данную ему благодать священства Господь откроет правильное решение.
Как понять степень доверия?
Святые отцы учат, что прежде чем обратиться к священнику с вопросом, нужно осознать степень своего доверия к нему. Как это сделать? Надо убедиться, что мы примем любую форму ответа на свой вопрос. Священник может сказать как «да», так и «нет». Если я готов принять как один ответ, так и второй — значит, доверяю и могу обращаться с вопросами. Перед этим хорошо бы помолиться: «Господи, вразуми! Укажи, как правильно! Открой мне волю Твою через этого священнослужителя!» Священник, к которому обращаются люди, тоже действует не от ветра в голове. Он мгновенно обращается к мудрости, исходящей свыше, от Отца Светов, и просит: «Господи, вразуми! Я недалёкий человек, откуда мне знать, что нужно сказать этим людям для спасения?» — и Господь его вразумляет. Мы должны принимать ответ священника исходя из доверия к нему, а не из желания, чтобы он сказал то, что нам хочется.
Принять любой ответ
Очень неприятно, когда слышишь, что священник в каком-то вопросе принял чью-то сторону. Он не может принять ничью сторону, потому что обязан принимать сторону Божью, поскольку действует на основании учения Церкви, учения святых отцов. Священник прежде всего руководствуется не своими знаниями — семинарскими, академическими, личными, — а благодатью священства, которая была дана ему в соответствующем таинстве. Благодать Божия «немощная врачует и оскудевающая восполняет». Здесь главное — это доверие Богу и священнику, вера в то, что происходящее очень важно. Ещё важно смирение — когда мы принимаем то, что нам говорят, и пытаемся воплотить это в своей жизни.
Если вы не готовы к одному из ответов — положительному или отрицательному, — тогда лучше не спрашивать, чтобы не сделать хуже самим себе, не нарушить хрупкий баланс жизни. В таких ситуациях нужно подготовить себя: помолиться, ещё раз обратиться к Богу, возможно, отложить на время решение волнующего вас вопроса. Главное — никогда не пытаться склонить священника на свою сторону. Ещё важно не действовать с позиции сильного: если я родитель или начальник и несу ответственность — значит, я прав. Нет, в духовной жизни всё может быть совсем иначе. Дело в том, что духовные вопросы готовят нас к вечности, а потому и ответы на них могут казаться алогичным и нерациональным.
О чём спрашиваем?
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что вопросы, с которыми мы обращаемся к священнику, должны лежать в духовной области. Они могут быть простыми и даже примитивными, могут касаться жизни тела — как, например, пищевые ограничения в пост, — но в итоге связаны с пользой для души. Поэтому прежде чем спрашивать что-либо у священника, задумайтесь: касается ли проблема вашей духовной жизни?
Ещё полезно разложить вопрос на составляющие: причина, обстоятельства, цель. Почему я об этом спрашиваю, в какой ситуации и чего в итоге хочу? В этом контексте нужно рассматривать и ответ священника. Приведу пример: мужчина хочет поститься строже, чем обычно, а священник не рекомендует этого делать. Мужчина возмущён: у него ведь духовные цели, он хочет усилить аскезу. А священник понимает, что у этого человека дома большая семья, и жизнь многих людей придётся перестроить ради того, чтобы готовить одному человеку определённые продукты в нужное время. Он также может видеть, что ужесточение поста не на пользу духовной жизни главы семейства: этим он будет питать свою гордыню, а не смиряться. Получается, изучив обстоятельства, священник решит вопрос в пользу его семьи — а человек придёт и скажет, что ему «запретили строго поститься». Но священник смотрит на жизнь не только этого мужчины, но всех в целом. Если бы тот был монахом — пожалуйста, пусть берёт на себя новые подвиги. В семье всё иначе. Вот пример, как простые вопросы решаются не в пользу желаний человека, а в пользу его души.
Как быть, если мнение родителей по каким-то вопросам расходится с мнением священника, у которого окормляются дети?
Я не вижу в такой ситуации конфликта авторитетов, потому что в духовных вопросах мы обращаемся к авторитету Церкви и святых отцов. Они должны быть авторитетами для всех — и для родителей, и для детей, и для священника. Родителям надо помнить, что в духовных вопросах они не могут быть истиной в последней инстанции. Им нужно доверие, о котором я уже говорил. Немаловажно также учитывать мнение ребёнка. Если категорично настаивать на своём, то разногласие будет только увеличиваться, что не приведёт к миру в семье и добрым отношениям. Ломать ребёнка ни в коем случае не надо!
Конфликты в описанных ситуациях могут быть двух планов. Первый — ребёнок не согласен с родителями, и те предлагают обратиться к священнику как третьей стороне. Это прекрасное решение, но — чтобы узнать волю Божию, а не чтобы он подтвердил чьё-то мнение. Если священник говорит, что поступить надо так, как предлагает ребёнок, это не значит, что он стал на сторону ребёнка и пытается ущемить родительский авторитет. Это значит, что для спасения души лучше то решение, которое предложил ребёнок. И конечно, в таких ситуациях главное — это готовность родителей доверять священнику в решении духовных вопросов. Родителям не надо думать: может, он что-то не понял, не так расслышал, наверное, надо прийти ещё раз. Так мы давим на священника как человека, и можно ли ждать, что он под таким натиском поможет вам узнать волю Божию?
Вторая конфликтная ситуация: родители придерживаются одной точки зрения на какой-то вопрос, а духовник ребёнка — иной. Если этот вопрос обсуждался в воскресной школе или беседе, то это один из общих вопросов, и батюшка может иметь своё мнение, с которым родители могут соглашаться или нет. Если же священник что-то сказал ребёнку на исповеди — здесь нужно подойти более деликатно. Сразу замечу, что в вопросы исповеди родителям лучше не вмешиваться: не расспрашивать, что и как говорил священник, не комментировать. Конечно, какой-то вопрос может открыться сам собой: родители заметят, что в жизни ребёнка что-то внезапно изменилось. Если вас что-то беспокоит в этих переменах — можно поговорить со священником и выяснить, почему он дал те или иные рекомендации. При этом важно объяснить, почему вы этим озаботились — допустим, возник какой-то конфликт или, на ваш взгляд, перемены не на пользу ребёнку.
Каких ошибок надо избегать
Во всём сказанном нужно учитывать самый главный момент: за советом или благословением нужно идти к священнику, который знает вас и вашу семью на протяжении многих лет. Никогда не следует руководствоваться духовными советами, которые вы слышите в СМИ, интернете, проповедях, у священника другого храма. Не надо обращаться с духовными вопросами к первому попавшемуся священнику, тем более — на бегу. Так нередко бывает во время паломнических поездок или когда новый священник приходит на приход. Идеальная ситуация — когда всю семью окормляет один священник. Это помогает избежать огромного числа конфликтов и проблем.
Если сомневаетесь в верности рекомендаций священника — не стесняйтесь пойти и поговорить с ним. Не надо жить с этой болью! Возникла проблема — поговорите, решите и живите спокойно.
Бывает, родителям кажется, что священник недостаточно компетентен, чтобы окормлять их ребёнка или советовать ему что-то. Я считаю, что священник не может быть компетентным или некомпетентным. В своей сфере он компетентен всегда — не своими человеческими знаниями и талантами, но благодатью священства. В это нужно верить — и на основании этой веры доверять священнику.
Последнее: не надо завышать требования к священнику. Он не должен и не может давать практические советы. Покупать ли квартиру, куда поступать ребёнку, как ремонтировать машину, менять ли работу — это не духовные вопросы. Священник может призвать благословение Божье на ваши действия, но эти действия — ваша ответственность. Более того: священник даёт благословение, но это не значит, что всё сложится так, как хочется вам.
Подытожим. Если у вас возник какой-то конфликт с духовным наставником детей, подумайте:
- Вы привлекаете священника для решения духовных вопросов? Возникшее противоречие произошло на духовной почве — или это сфера житейская? Если второе — то у священника может быть своё мнение, не схожее с вашим, и это нормально. Если вы не сошлись в духовных вопросах — непременно обсудите возникшую проблему и выслушайте аргументы духовного наставника.
- Доверяете ли вы Церкви и священнику, которому Сам Господь ниспослал благодать Святого Духа во время рукоположения? Осознаёте ли, что он говорит не просто так, но наставляет, основываясь на опыте Церкви и святых отцов?
- Возможно, стоит найти священника, который будет окормлять всю вашу семью — и тогда некоторые конфликты не будут возникать?
- Насколько священник вовлечён в вашу жизнь? Как часто вы имеете возможность общаться с ним?
- Вы хотите, чтобы при решении различных проблем совершалась воля Божия или ваша?
Если вы проявите смирение и терпение, Господь непременно пошлёт вам и вашим детям достойного пастыря. Это не значит, что он будет таким, каким вы его придумали — он будет тем, кто поведёт ко спасению вас и вашу семью.
Думаю, и священникам нужно в таких ситуациях задуматься и осознать, что решение духовных вопросов — дело очень тонкое, оно не терпит небрежения. В этой связи мне вспоминается диалог Гамлета с Гильденстерном о флейте: «Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто все мои ноты снизу доверху вам открыты. А эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у неё чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить её говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».
Любой вопрос, который переходит в область души и духа — это сложный вопрос. Если подойти к нему однозначно или формально, можно очень сильно навредить. Потому я призываю духовных пастырей к осторожности и деликатности, особенно — в решении семейных проблем.
Протоиерей Владимир Шутов
Беседовала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (98) раз