Пять причин иметь детей
Для чего рожать детей? Для здоровья? Чтобы в старости не остаться одному? Для реализации своих амбиций? «По заповеди» — чем больше, тем лучше? Чтобы улучшать демографическую ситуацию? Все эти причины кажутся неубедительными для тех, кто пока боится взять на себя такую большую ответственность. Вместе с тем, православные знают немало примеров из житий святых, когда те убегали от брака или жили в нём как брат с сестрой. Чем не аргумент для современных чайлдфри (буквально «свободный от детей»)?
В этой статье протоиерей Николай Марковский расскажет не только о том, в чём ошибаются чайлдфри, но и о том, почему точка зрения «чем больше детей, тем лучше» — не всегда правильна.
Исполнить первую заповедь, данную человечеству
Сегодня среди молодых людей распространена идеология потребительства и жизни для себя. Многие хотят быть чайлдфри: зачем работать ради детей, тратить на них свою жизнь, если можно жить в своё удовольствие? «Дети мешают нам отдыхать и заниматься тем, чем мы хотим», — часто говорят молодые люди. Это чистой воды эгоизм, который для христиан неприемлем. Ответ на вопрос, нужно ли рожать детей, даёт Сам Бог: создавая Адама и Еву, Он даёт им и их потомкам заповедь умножаться на этой земле. Продолжая свой род, люди исполняют заповедь Творца.
Жизнь на земле не прекращается благодаря базовой способности человека и животных продолжить свой род. Глядя на повадки и поведение животных по отношению к своему потомству, мы понимаем, что здесь нечто большее, чем простые инстинкты: это реализация замысла Творца. Медведица не просто рожает и вскармливает детёнышей: она проявляет нежность к своим медвежатам и даже порой отдаёт за них жизнь.
Вот стадо антилоп подошло к водопою, и детёныша схватил крокодил. Мать-антилопа подбежала и стала привлекать внимание хищника. Он переключился на неё, детёныш сумел убежать. Она пожертвовала собой ради своего малыша. Зачем антилопа это сделала? Она ведь не человек, у неё нет мыслей, чувств. С точки зрения биологии, она могла бы родить ещё десять-пятнадцать детёнышей за свою жизнь, а малыш без неё, скорее всего, не выживет. Животные живут по законам, записанным в их генах Творцом, и это законы любви.
Научиться любви
Для многих людей ребёнок становится смыслом их жизни на земле: они узнают в детях свои черты и черты любимого человека. Это особое чувство родства. Дети — продолжение любви двоих и её апогей. Без детей мы не научимся любить так, как этого хочет от нас Творец. Жизнь людей в браке без них — пуста. Это ежедневные рутинные заботы о быте без какого-либо развития.
Когда пожилые люди приходят ко мне на исповедь, они очень сильно сожалеют о том, что в своё время не решились на ещё одного ребёнка или сделали аборт. В старости как на ладони видна вся прожитая жизнь, поэтому я бы посоветовал прислушиваться к мнению стариков.
Современная молодёжь говорит, что дети мешают им развиваться и реализовывать себя, но по факту у неё нет никакого вектора развития: большинство молодых людей не знают, чего хотят. Их бросает из стороны в сторону. Сегодня престижно одно, и они следуют этому, завтра будет в тренде другое.
Человек так устроен, что он хочет поделиться с кем-то своим теплом. Ради этого мы и живём — чтобы дарить любовь. У многих отсутствие ребёнка вызывает психологические проблемы. Человеческая психика стремится это компенсировать — в заботе о ком-то. Как правило, убеждённые чайлдфри никогда не пойдут в дом малютки или сиротский приют. Они заводят собачку, кошечку, попугайчика, проявляя нездоровую заботу о них: покупают питомцам дорогую одежду, делают им причёски, избаловывают и носят всё время на руках, не подозревая о том, что на самом деле животным это приносит страдания, а не радость.
В более развитых странах вместо животных заводят роботов, которых не нужно кормить и выгуливать и которых можно отключить в любой момент, когда захочется. Наступит время, когда такие люди поймут, что они обманывали сами себя, и животное, а тем более, робот никогда не заменит ребёнка, но будет уже слишком поздно.
Конечно, есть люди, которые полностью посвятили себя Богу либо по состоянию здоровья, из-за наследственности не могут иметь детей. Я знаю людей, которые целиком отдают себя науке и помощи ближним, им не до создания семьи. Но если люди создали семью, её жизнь без детей будет неполной. Даже бесплодной паре лучше усыновить ребёнка, чем оставаться одним.
Подражать святым
В житиях святых зачастую не делается акцент на детях. Например, жизнеописание святых Петра и Февронии Муромских, в память которых установлен день православной семьи, ничего не говорит о том, были ли у них дети. Историки говорят, что были, но житие обращает внимание лишь на их общественное и монашеское служение.
Всё дело в том, что у православных христиан дети никогда не были центром их жизни: это место всегда занимал Бог. Главным в семье всегда был супруг как более сильный по сравнению с женщиной, умеющий в самых сложных условиях добыть пропитание для всех остальных. Приоритетом были его потребности, а не запросы и капризы детей. Вот почему жития так мало внимания уделяют детям. Тем не менее, к ним всегда сохранялось отношение как к ангелам на земле, благословению и дару Божию. О чудесах, совершённых при участии детей — будущих святых, — жития подробно рассказывают.
Святому праведному Иоанну Кронштадтскому для принятия сана священника пришлось вступить в брак. Тем не менее, в браке он отказывается иметь детей, но отказывается он и от супружеских отношений, решая навсегда сохранить девство. Мученица Татиана Римская и ряд других святых дев не пожелали выходить замуж или даже сбежали из-под венца. Современным христианам не стоит следовать подобным примерам как какому-то эталону: зачем вступать в брак, если намереваешься сохранить девство? Чтобы сделать несчастным своего супруга, который рассчитывает совсем на другое и для которого семья — это муж, жена и дети? Зачем ломать свою жизнь и отказываться от семейной жизни, в которой видишь своё счастье, ради простого подражания кому-то?
Святые были прославлены Церковью не за безгрешность — таких людей на земле просто нет, — а за своё устремление к Богу. Возможно, поступок святого Иоанна Кронштадтского был его ошибкой, возможно — просто путём, которым прошла исключительно его семья ради послушания Богу. Подражать в таких вещах святым — значит брать на себя слишком много. В свете православного отношения к семье подобные поступки — намеренный отказ от рождения детей в браке — неправильны и осуждаются Церковью.
Такие примеры в житиях бросаются в глаза именно потому, что они исключительны. Преподобный Сергий Радонежский — эталон монаха, избравшего бессемейную жизнь отшельника. Вместе с тем Церковь чтит родителей преподобного Сергия Радонежского — Кирилла и Марию, установив особый день их памяти. Особо почитает она Иоакима и Анну — родителей Пресвятой Богородицы, Захарию и Елисавету — родителей Иоанна Предтечи. По умолчанию идеал Церкви — благочестивая семья, способная не просто воспитать детей, но привести их к святости.
Пойти против корпораций и сильных мира сего
Заповедь, данная Богом Адаму и Еве — не о демографии. Зачастую православную семью представляют как очень многодетную, где мама всё время на сносях и дети мал мала меньше. На самом деле каждая верующая семья рожает столько детей, сколько может обеспечить, на сколько хватает их сил, средств, здоровья, времени. При нынешней экономической ситуации это может быть один или два ребёнка. Вопрос, сколько будет детей, каждая семья решает лично.
Никто из православных не преследует цели восполнить демографические пробелы. Наша земля и так уже населена семью миллиардами человек. Некоторые даже говорят о том, что ресурсов на всех не хватает, однако эта нехватка создана искусственно. К примеру, при нынешних возможностях транспортного сообщения и уровне технического прогресса в Африке есть целые голодающие страны. В это же время многие корпорации в более развитых странах намеренно уничтожают излишек продуктов питания и одежды, чтобы не допустить падения цен. В богатой Индии очень много людей, живущих за чертой бедности, которые ночуют просто на асфальте.
В том, что большинство живущих на нашей планете нуждается, виноваты исключительно сами люди. Ресурсов, чтобы обеспечить всех и всем, на ней хватает. Ведущим корпорациям и сильным мира сего также выгодно поддерживать миф о перенаселении и том, что запасов чего-то на всех не хватит: чем меньше населения, тем легче контролировать каждого.
У православных христиан есть поговорка: «даст Бог ребёнка, даст и на ребёнка». Но также есть и выражение «на Бога надейся, а сам не плошай». Нужно подходить ответственно к вопросу о появлении нового члена семьи: хватает ли сегодня средств на всех? Едят ли имеющиеся дети досыта? Не ходят ли они в обносках и из-за этого терпят унижения от своих сверстников?
Важно и прислушиваться к мнению докторов: далеко не каждая женщина в силах родить пять или десять детей. Скорее, сегодня таких женщин меньшинство. Порой уже после первых или вторых родов врачи предупреждают, что рожать больше нельзя: есть угроза для жизни. Родители ответственны перед уже рождёнными детьми: что будет, если те останутся без матери?
Стать соучастниками Творца
Ответ на вопрос о количестве детей индивидуален для каждой семьи, но вообще отказываться от их рождения не стоит. Дети — плод любви. Мы продолжаемся в своих детях и реализовываемся в них. Не следует понимать это так, что если мы не стали актёрами или пианистами, как того хотели, нужно заставлять наших детей идти по этому пути против их воли. Господь не даёт детей бесталанных: мы приводим в этот мир новую неповторимую личность, у которой свой талант. Если детей много, то один ребёнок любит рисовать, другой петь, третий танцевать, четвёртый играть в шахматы, пятый интересуется наукой… Миссия родителей — раскрыть эти таланты, помочь сформироваться новой прекрасной личности. Это соучастие в чуде Божием.
Создавая человечество, Господь лишь первого человека — Адама — творит Сам из персти земли. Уже в создании Евы участвует Адам, отдавая ради неё своё ребро (часть). Остальных людей Бог создаёт при нашем содействии. Все мы не только образ и подобие Его, но и образ и подобие своих родителей. Человек становится сотворцом Богу, участвует в творении новых личностей, помогая им затем реализоваться, раскрыться, возрасти и прийти к своему Создателю.
Когда-нибудь закончится история земли: христиане верят во Второе Пришествие Христово и наступление Царства Божия, когда прекратится рождение детей. В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах, — говорит Христос (Мф. 22:30; Мк. 12:25). Сколько человеческих личностей успеет родиться и сумеет обрести спасение, столько и будет их всю оставшуюся вечность — после того, как творение завершится. Каждый из нас имеет уникальную возможность стать соучастником Бога в Его творении личностей в этот короткий миг на заре Вечности. Больше этот момент никогда не повторится.
Протоиерей Николай Марковский
Записала Мария Цырлина
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (111) раз