Выбрать страницу

Зачем повторять одни и те же молитвы?

Зачем повторять одни и те же молитвы?

Почему «Господи, помилуй» читают то три, то двенадцать, то сорок раз? «Воскресение Христово видевше» на Пасху поют тоже три раза, а «Отче наш» — всегда только один? Какой смысл повторять одни и те же молитвы — разве Богу не понятно с первого раза, что мы от Него хотим? Всё объяснил священник Димитрий Паламарчук.

Универсальная молитва

В нашей Церкви есть традиция повторять некоторые молитвы несколько раз. Наверное, чаще всего верующие повторяют «Господи, помилуй». Есть, например, такая часть литургии, как сугубая ектения — то есть особые прошения, с которыми мы обращаемся к Богу после чтения Евангелия. После каждого прошения трижды поют «Господи, помилуй». По нескольку раз эти слова мы произносим также во время утреннего и вечернего молитвенного правила, а порой число повторов достигает сорока — как во время чтения канона ко Святому Причащению. Почему так, почему именно она? Дело в том, что «Господи, помилуй» — это универсальная молитва, которая выражает практически все наши прошения. Под «помилуй» мы подразумеваем и прощение наших грехов, и просьбу о помощи в духовной борьбе, и прошение быть милостивым к нашим близким, и надежда на обретение Царствия Небесного и избавление от вечных мук.

Почему мы повторяем слова этой молитвы не одно и то же число раз? — потому что молимся о разном и с разной целью.

Единожды произнесли — помолились. Трижды повторили — помолились и попросили более настойчиво. Двенадцать или сорок раз повторяем для большей концентрации внимания на этой молитве.

Сорок раз «Господи, помилуй» в храмах читают в те моменты богослужения, когда совершается что-то важное. В это время нужно сохранять особое молитвенное состояние, сосредоточенность — вот мы и повторяем эту простую, но глубокую по смыслу молитву много раз.

Любопытный момент: раньше в храмах не было хора. Если посмотреть старые богослужебные книги, то окажется, что там упоминаются священник, диакон, чтец — и лик, то есть все люди, которые находятся в храме. Поскольку все эти христиане не могли идеально знать богослужение, а соборно молиться очень важно, им Церковь давала такую возможность — они читали во время службы молитву «Господи, помилуй» много раз. Теперь за нас это делает хор, а мы присоединяемся к молитве мысленно.

Почему три, двенадцать и сорок, а не двадцать восемь, девятнадцать и ещё сколько-нибудь?

Числа три, двенадцать и сорок имеют в нашей Церкви особое, символическое значение. Три — число Святой Троицы и символ полноты. Двенадцать — число колен Израилевых, число апостолов. Сорок — число дней Великого Потопа, столько же лет Моисей водил по пустыне еврейский народ. Сорок дней постился в пустыне Спаситель, на протяжении такого же времени Он пробыл на земле после Воскресения.

Многократное повторение молитв нужно для того, чтобы мы осознали, о чём, собственно, просим. Люди, считающие себя духовно преуспевшими, просят порой каких-то странных даров — дара слёз или прозорливости. Другие же настолько заняты заботами о насущных проблемах, что просят исключительно об их решении. К сожалению, и первые, и вторые забывают о главном — о спасении.

Ещё повторы молитв нужны, чтобы мы собрали рассеявшиеся мысли. Именно по этой причине в жизнь монахов очень глубоко вошла практика творить молитву Иисусову. Она короткая и не даёт мыслям молящегося разбежаться. Так что, если мы не вычитываем молитвы, а действительно стараемся молиться, повторы кратких молитв помогают нашему уму сосредоточиться.

А ещё, повторяя молитвы, православные делятся радостью. Пример этому — многократное повторение «Христос Воскресе из мертвых» и «Воскресение Христово видевше». Мы не можем не ликовать, ведь Христос Воскрес, ад повержен, смерти нет! У нас могут спросить: как же нет, если люди умирают каждый день? Да, это так, но теперь мы знаем, что смерть — это не финал жизни. Мне в связи с этим вспоминается надпись на могиле одной девушки, принадлежавшей к первым христианам: «Она жива».

К слову, если проследить, какой была культура погребения в дохристианскую эпоху и какой она стала после пришествия Христа в мир, можно заметить колоссальную разницу. В древности мёртвых «отселяли», кладбища выносили за границы поселения, создавали «города мёртвых», некрополи. А что мы видим спустя века? В каждом городе есть кладбища. Христиане верят, что смерти, которая отделяла нас от Бога, нет. Каждый понимает: после окончания земной жизни он не отправляется в шеол, а идёт в объятия любящего Бога, Которого он любил всю жизнь. Потому мы так ликуем на пасхальных службах. Мы повторяем радостную весть — и даём возможность расслышать её тем, кто, возможно, ещё не слышал.

Молитва «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» — это тоже проявление нашей радости и благодарности. Само слово «аллилуйя» означает «слава Тебе, Боже». Здесь выходит очень интересно: мы молимся заимствованным словом, и тут же поясняем его — произносим перевод. Почему так? Потому что не все христиане знали и знают иностранные языки, а молиться надо вместе.

Почему мы не читаем несколько раз подряд главную молитву — «Отче наш»?

Молитву «Отче наш» мы читаем много раз во время литургии и в течение дня — без неё не обходится ни одна служба, ни одно правило, ни один акафист или канон. Мы можем читать её перед едой, перед сном, перед началом каждого дела — она универсальна.

Получается, что много раз мы повторяем короткие молитвы, которые не позволяют разуму рассеяться, по три раза — молитвы, в смысл которых надо вникнуть. А достаточно длинную, но очень важную «Отче наш» мы повторяем всё время, поэтому трижды и более раз молиться ей нет нужды. Наоборот: все маленькие молитвы, которые ей предшествуют и повторяются, способствуют тому, чтобы мы собрали внимание и прочли её максимально сосредоточенно.

В Церкви всё очень мудро устроено. Стоит поинтересоваться, разобраться — и ваша церковная жизнь наполнится смыслом и радостью.

Священник Димитрий Паламарчук
Беседовала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (631) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

16 июня - 12 июля

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы... далее

Скоро праздник

29 июня - Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца

Преподобный Тихон Луховской, Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли... далее

Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского

Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) - епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Родился в семье священнослужителя. Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом — до и после ухода в затвор... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 июня — Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца далее » Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского далее »

1 июля — Боголюбской иконы Божией Матери далее »

2 июля — Апостола Иуды, брата Господня далее » Свт. Иова Патриарха Московского и всея Руси далее » Свт. Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского далее »

4 июля — Обретение мощей прп. Максима Грека далее »

6 июля — Владимирской иконы Божией Матери далее »