Как заставить себя ходить в храм через «не хочу»?
Что делать, когда нападает уныние? Не хочется идти на службу, приходится тащить себя через силу. Раньше такого не было, я не узнаю себя. Как с этим бороться?
Отвечает епископ Ладанский Феодосий (Марченко):
Тема уныния очень обширна не только в святоотеческом, но и в медицинском измерении, поскольку включает в себя множество причин, его порождающих. Соответственно и рекомендации в том или ином случае могут быть как общими, так и сугубо личными.
Мой ответ будет лежать в плоскости духовного измерения этой проблемы, в самых важных ее аспектах, поскольку всё охватить просто невозможно в рамках краткого текста, и эта сторона уныния встречается в жизни человека чаще всего.
Очень важно понять, что такое состояние было у многих (если не у всех) христиан-подвижников. И те рекомендации, которые они оставили нам для борьбы с унынием, проистекают из их личного опыта в борьбе с этим состоянием. Поэтому уныние бывает не только у тех, кто очень тяжко согрешает, как следствие порочного образа жизни, но попускается и подвизающимся — как некая Богооставленность, для того чтобы без благодати или через неощущение её человеком, испытать его веру и любовь к Богу, выработав у него терпение, смирение и надежду, сделав его духовно крепче.
В таком состоянии Богооставленности человек может находиться немалое время, даже если оно чередуется с ослаблением уныния или Божественными посещениями. Но у того, кто продолжает духовную борьбу, понуждает себя к ней даже тогда, когда не хочется, наступает период особой благодати, уже не покидающей человека.
Поэтому не нужно смущаться такому состоянию, нужно с терпением его пережить. Важно помнить о том, что «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Не великое дело духовно подвизаться по сильному влечению и желанию, намного важнее употреблять усилие для продолжения духовной жизни, когда такого влечения нет.
***
Итак, уныние может быть как у грехолюбца, так и у подвижника, но оно у них совершенно не одинаково. Но есть еще одна категория людей — и к ней относится большинство, — которые пребывают где-то посередине между явными грешниками и подвижниками. Они могут быть крещёными, верующими и даже формально воцерковлёнными, но у них тоже очень часто встречается состояние уныния, охлаждение к духовному. Что происходит в душе таких людей? По мысли преподобного Марка Подвижника, причиной их уныния может быть одно из трёх разрушающих духовных состояний человека.
Первое — забвение Бога, когда за относительно активной внешней церковной жизнью отсутствует внутренний контакт и разговор с Богом, из-за чего человек опустошается. Часто забвение проявляется в формальной молитве, когда искреннее молитвенное состояние бывает или совсем забыто околоцерковным человеком или же находится в состоянии значительной подавленности у людей церковных. Отсутствие живого внимания во время молитвы приводит человека к унынию, а с другой стороны — не даёт ему выйти из него.
Что в таком случае делать? Святитель Инокентий Херсонский прямо говорит: «От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство». Найдите в себе силы, по слову апостола, благодарить Бога за всё (смотр. 1 Фес. 5:18). Читайте Евангелие. Это — слово Божье, как отметил старец Кирилл (Павлов), «посланное для нас с Небес». Оно имеет огромную силу в борьбе с этой страстью, «попаляет» её. А оставление чтения Священного Писания приводит человека к унынию. Таинства и совместные богослужения не оставляйте. Через них подаётся благодать Божия, которая по-настоящему делает нас живыми, даже, если мы это не всегда чувствуем.
Второе — неведение. Это базовая причина уныния. Врачуется она рациональным восполнением недостающих и, одновременно, необходимых знаний в аскетическом опыте борьбы со страстью уныния. Человек должен иметь элементарные понятие о том, что такое грех, какие бывают виды греха, что грех может проявлять себя не только в виде какого-то конкретного поступка, совершённого единожды, но и как многократное повторение одного и того же, в результате чего в человеке образуется страсть (буквально переводится с церковнославянского как «страдание») или как определённое состояние, способное проявиться в области духа, души и тела.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), помимо прочих важных условий по преодолению страсти уныния, советует помнить о том, что́ непосредственно ей противопоставляется. «Унынию противостоит трезвение — усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и домашнего правила. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их», — пишет святитель.
Третье — нерадение. Этому состоянию противопоставляется аскетика (ασκεσις), что буквально при переводе с греческого означает «упражнение». Она предусматривает последовательную систему изменения греховных навыков в человеческой природе для тренировки внутренних духовно-душевно-телесных сил и качеств посредством самоограничения, направленных на борьбу со страстями. В данном случае — со страстью уныния.
В перечень того, в чём необходимо упражняться, входят разные практики: молитвенное правило; вдумчивое чтение Священного Писания и псалмопение; посещение Богослужения и участие в принятии церковных Таинств; борьба с помыслами и воображением; умеренный физический труд и поклоны; мысли о положительных, утешительных вещах, воспоминания о прошлых радостных или благодатных состояниях; внимание к хорошим и положительным мыслям, неотлагательное воплощение их в жизнь. Также необходимо осмысливать своё состояние, быть внимательным к любому движению души, находить причинно-следственные связи, анализировать своей мотивации, цели, ценности, жизненную позицию, учиться осознавать свои чувства, истинные желания, внутренние конфликты, ложные установки и убеждения. Необходима деятельная любовь и дарение себя другим.
Такой подход и практика способны принести радость. Для этого с помощью пастыря необходимо определиться с тем, что у тебя лучше всего получается, и этими навыками и умениями послужить нуждающимся людям. Давно замечено, что лучший результат наблюдается тогда, когда человек помогает тому, кому хуже, чем ему самому.
И, наконец, желаю проявить послушание Самому Христу и смирение перед Его исцеляющими словами, которые обращены ко всем нам: «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1). А если Он так сказал, значит это возможно. Надеюсь, что получится и у Вас.
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (852) раз