Враги человеку – домашние его?
В чем смысл одной из самых противоречивых евангельских фраз? Как строить отношения с родителями, которые не разделяют наших духовных устремлений? И почему отшельником сможет быть только тот, кто научился жить в миру? Отвечает иерей Алексей Гугливатый.
– Объясните смысл евангельской фразы Спасителя «враги человеку — домашние его» (Мф. 10:36)? Как же она может сочетаться, например, с одной из заповедей Декалога о почитании родителей?
– Не сказано: «человек – враг домашним своим». Мы не должны быть врагами своим родителям. Мы должны относиться к ним с уважением и почтением вне зависимости от того, как они относятся к нам. Но даже если домашние – враги, в следующей заповеди мы читаем, что Господь нам заповедует любить врагов своих, кем бы они ни были. Тем более, если это родители! Иначе ничего, кроме как любовь и почтение, быть не может. А еще – благодарность родителям, за то, что вывели нас на свет Божий, вложили какие-то знания, умения. Нередко бывает так, что знакомятся с Богом в неверующей семье благодаря родителям. Потому что у неверующих родителей могло быть немало добрых дел, которые могли посеять семена веры в ребенке. Тем самым, они делают намного больше, чем те, кто верит номинально, но по своим делам верующими не являются.
Так что эта евангельская фраза не противоречит ни заповеди о почитании родителей, ни заповеди любви. Потому что любить мы должны вопреки всему. Что значит, домашние – враги человека? Нередко бывает так, что когда человек становится верующим, близкие не разделяя его богоискательства хотят его «приземлить» к каким-то земным благам и в этот момент становятся врагами. Не потому, что они желают ему зла. Просто со своей «колокольни» они считают, что могут человеку сделать лучше. Тогда как с точки зрения христианства они делают только хуже, искушая нас на то или иное. Надо понимать, что не всегда даже родные и близкие могут быть последовательны в том, что принесет нам благо.
– Что делать, если родители против духовных устремлений молодого человека? Как реагировать, когда в адрес веры и попыток ведения христианского образа жизни летят насмешки, уколы, раздражительные реплики, запреты, и даже кощунственные высказывания?
– Нередко молодые люди, становясь верующими, впадают в неофитство. Но неофитство – не только благодатное состояние устремления всеми силами к жизни по Божьим заповедям. Нередко за этой внешней благочестивой жизнью человек забывает, что гораздо важнее – внутренняя работа над собой. В этом случае очень часто бывает так, что сталкиваясь с родительским непониманием, начинает думать: начались гонения. Тогда как никаких гонений нет, и люди взрослые даже поопытнее бывают, чем пришедший к вере молодой человек. Есть такая ироничная фраза: когда человек начинает ходить в церковь, домашние становятся не только врагами, но и мучениками. Потому что иной раз люди, только приходя к вере, впадают в разные крайности, тогда как Бог от нас ждет совсем не этого. В псалме сказано: «жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50:17). Богу нужно ни столько внешнее исполнение каких-то правил, сколько внутренняя целеустремленная внимательная духовная жизнь. И работа над этим может проходить так, что мы даже не будем никого из близких приводить в смущение.
Был в жизни старца Иоанна (Крестьянкина) такой случай. Он пришел с матерью на поминки. Проводились они почему-то в этот день скоромной пищей, а день был постный. И маленький Иоанн не стал эту пищу есть. Люди на него обратили внимание, и давай хвалить: «какой Ваня молодец, подвижник!». Пришли они домой с мамой, и она его отругала. Иоанн удивился: «все-таки пост был». А мама говорит: «сынок, я положила себе в тарелку еду, и батюшка за столом сидел, положил в тарелку еду, но никто из нас к еде ни притронулся, чтобы не выказывать себя каким-то праведниками. Говорю тебе это не для того, чтобы себя как-то оправдать, а потому, что ты поступил неправильно». В этом бывает частый конфликт между неофитствующей молодежью и взрослыми, которые иной раз стоят на более христианских позициях по отношению к тому, как необходимо жить.
С другой стороны, бывают примеры, когда родные не имеют человеческой мудрости. И начинаются в некоторой степени гонения. В этом случае человек должен понять: они-то может и враги ему, но он им – не враг. Потому на родителей, родных и близких обижаться нельзя. Нужно понимать, что просто люди имеют вот такую духовную болезнь. Обижаться, оскорблять их, навязывать свою веру этим людям нельзя. Очень часто работает все это на отторжение. Ты навязываешь – а люди-то борются не против веры, а против того, что ты им навязываешь, сам не принеся плода веры. Им это навязывание – как лицемерие, которое они не примут. Поэтому человеку, неофитствующему или переносящему искушения от родных и близких нужно не озлобляться, во-первых, а во-вторых, не считать себя умнее, важнее и лучше кого бы то ни было. Нужно учиться истинным смирению и любви, которая готова пожертвовать собою ради других людей. С такой любовью нужно относиться к тем, кто нас еще не совсем понимает в нашем стремлении быть верующими людьми.
– Где найти золотую середину в отношении с родителями или родственниками, которые, с одной стороны, пытаются манипулировать родственными чувствами, а с другой — общение с ними по-христиански явно не полезно, и вызывает только душевную боль и расстройства?
– Надо стараться не быть эгоистами. Перестанем мы общаться с одним, вторыми третьими родственниками – страсть нас не оставит, и одолеет в другом месте. На работе найдется такой человек, в больнице на соседней койке нам вдруг придется иметь такое общение, которое нам будет неприятно. Это проблема ведь не в них, а в нас. Проблема в том, что мы не можем научиться общаться, терпеть, смиряться. И посылает Господь нам такие ситуации, чтобы мы научились искать золотую середину. Чтобы мы научились любить и не оскорбляться, прощать, а не озлобляться. С родными и близкими бывает часто так: для внешних людей мы порядочные и хорошие, а для близких мы – злые вурдалаки. Такое часто бывает и с христианами. Посмотришь, внешне человек ангел во плоти, а домой приходит и становится извергом. И ведет себя хуже безбожников.
В этом плане нужно стараться бороться со своим эгоизмом. И золотая середина будет в том, чтобы мы научились общаться с родными и близкими, тогда и в миру нам будет проще с Божьей помощью. Есть такой духовный закон, провозвещенный Антонием Великим: чтобы научиться жить в одиночестве, нужно научиться жить среди людей. Просто сбежать в пустыню внешне не получится, если ты не научился жить в обществе. Ты не принесешь никакого духовного плода. Христианину надлежит учиться жить в мире, чтобы быть солью земли, осолоняя общество своей верой.
Иерей Алексей Гугливатый
Беседовал Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (227) раз