Почему Бог мужчина, а не женщина?
Задумываться о половой принадлежности Бога – та еще нелепица, но коль данная тема задевает современного человека, давайте о ней поговорим.
В чем, собственно, проблема?
«Какого пола Бог?», – для думающего человека вопрос довольно абсурдный. Однако в радикальных феминистских кругах доходит до возмущения: «Почему Бог мужчина?», – глупость такого негодования можно обозначить противоположным вопросом: «Почему Бог женщина?». Если развивать мысль в этом русле, то мы дойдем до откровенно кощунственных вещей, ведь в современном безумном мире вообще отказываются от понятия пола и вводят понятие гендера. Только вот гендерных ориентаций, насколько мне известно, уже насчитывается более шестидесяти. Мысль, я полагаю, ясна. Однако всякого рода извращенцы о Боге серьезно не задумываются, они только и могут, что возмущаться. Немного подробнее высказаться на тему «пола» Бога стоит только потому, что здесь есть кое-какая довольно интересная информация.
Разве Бог не любит женщин?
Начнем с простого. Есть определенная категория людей, у которых сознание постоянно находится в состоянии возмущения и сопротивления. Именно в таком случае может сформироваться еще один, весьма распространенный миф о том, что Бог не любит женщин. Здесь даже не стоит опускаться до разговора на тему половых определений, потому как выражение «не любит» в принципе не применимо к Тому, Кто Сам есть Любовь и является источником любви (1 Ин. 4, 7-8). Цитат и притч о любви Бога к человеку в Библии предостаточно. Здесь лишь можно добавить слова апостола Павла о том, что Бог желает, чтоб все мы (разумеется, без различия полов) достигли познания истины и спаслись (1 Тим. 2, 4). В онтологическом плане женщина ничуть не ниже мужчины, не ущербней мужчины и возможности для достижения вечной жизни у нее точно такие же, как и у мужчины. Вообще если даже просто допустить мысль, что Бог не любит женщин, это уже будет хулой как на Бога, так и на самих женщин, ведь получается, что они как бы выпадают из Искупительного подвига Христа, значит, он не имеет к ним отношения или имеет какое-то иное, более низкое значение. А мы помним, что Сын Божий воплотился и вочеловечился, пострадал и воскрес ради всех нас (Ин. 3, 16).
Бог и половое разделение
«Почему Бог мужчина, а не женщина?», – такой вопрос может возникать по двум причинам:
1. Воплощение Сына в мужском теле;
2. Обращение к Богу в мужском роде.
Почему Сын воплотился именно мужчиной?
Ответим сначала на первое недоумение. Сначала обратимся к мысли прп. Иоанна Дамаскина. В своем «Точном изложении православной веры» он поясняет почему воплотилось именно Второе Лицо Святой Троицы. Итак, свойство – это то, что не просто характеризует своего носителя, но является его неотъемлемой частью, его выражение вовне. Исходя из конкретных свойств мы, например, можем отличить одного человека от другого. Одним из свойств Бога является неизменяемость, потому как изменчивость – признак текучести и становления, т.е. несовершенства. Бог же, по определению совершенен, потому и сами свойства в Нем не изменяются. Нужно отличать природные и ипостасные свойства Бога. Так вот, ипостасным свойством Второго Лица является сыновство, благодаря которому Он отличим от Отца и от Святого Духа. Потому воплотился именно Сын, чтоб сохранить неизменность своего свойства, т.е. Сын Божий, стал Сыном (а не дочерью) Человеческим. Опять же, сыновство Слова мы не должны воспринимать тождественно с сыновством человека. Это лишь попытка выразить тайну Святой Троицы в категориях нашего несовершенного языка. Более того, Церковь называет Христа Новым Адамом, потому как если через ветхого Адама произошло падение и грех вошел в мир, то через Христа нам даруется спасение.
Любому думающему человеку понятно, что у Бога не может быть половой принадлежности, ведь Он, как было сказано, совершенен, а потому превыше всякого разделения. Наоборот, все разделения обретают в Нем единство. Воплотившийся же Сын не мог, по человечеству, не иметь половой принадлежности, так как Он воспринял на Себя всю человеческую природу, а не какую-то неполноценную (бесполую). Но, с другой стороны, Сын воплотился от Девы и Сам всегда оставался девственником, о чем говорят такие святые отцы как свт. Мефодий Патарский и блаж. Иероним Стридонский. Возможно это будет звучать несколько несуразно, но, учитывая нашу тему, нужно сказать, что в Христе проявились лишь неукоризненные страсти, т.е. в Нем не было свойственного падшему человеку страстного проявления пола. Таким образом, и воплотившийся в мужском теле Сын превосходит половое разделение. Уточню: не размывает, не отказывается, не уничтожает пол (подобно современным извращенцам), а превосходит его.
«Женственность» Святого Духа
Скажем теперь и об обращении к Богу в мужском роде. Не знаю кого оно может смущать, ведь если человек действительно молится, то никаких вопросов у него в этом плане не возникает. Как минимум, было странно если б мы обращались к Богу в среднем роде. А ведь и в повседневном общении у нас нет такого опыта, мы разговариваем либо с мужчиной, либо с женщиной. Здесь еще имеют значение и особенности языка. Обратимся к одним интересным сведениям.
В арамейском языке, слово Дух, исключительно женского рода. Еврейский же «ruah» (Дух) может быть как мужского, так и женского родов. Но из 84 ветхозаветных случаев употребления данного слова, которые понимаются как указания на Третье Лицо Святой Троицы, 75 именно женского рода. Также и в сирийской аскетической традиции к Духу принято обращаться как к Матери (на что указывает, например, такой апокриф как «Деяния Фомы»). «Материнский» образ Духа блаж. Иеронимом и Тертуллианом использовался в качестве попытки изображения внутритроичных отношений любви, по аналогии с отношениями семейными. Все это говорит о том, что идея женственности в некоторых случаях считалась уместной для отображения тех или иных представлений о Божестве. Но не более. А ведь при такой постановке вопроса уже мужчины могли бы начать возмущаться: «Почему Бог женщина?».
Но, опять же, мы тогда снова придем к какому-то абсурду. Бог не имеет пола, выше понятия пола в человеческом смысле, и это несложно понять даже если не читать весь этот текст.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (192) раз