Выбрать страницу

Зачем Церковь раздает ордена и другие награды? Разве это не потворство тщеславию?

Зачем Церковь раздает ордена и другие награды? Разве это не потворство тщеславию?

Дело в том, что награды не даются на пустом месте. Церковь если награждает, то, как правило, по конкретному поводу.

Что касается тщеславия, то это своеобразная страсть. Ведь не существует абсолютно никакого человеческого действия (как, впрочем, и бездействия), которое при определённых обстоятельствах не служило бы подпиткой тщеславию. Делает человек что-то напоказ – его распирает от тщеславия. Делает он что-то втайне – тщеславится тем, как умело утаил он сделанное от посторонних глаз. Грешит человек – в среде таких же грешников он тщеславится грехом. Покаялся в грехе – тщеславится собственным раскаянием. Встал человек на путь исправления – тщеславится благими намерениями. Делает доброе – тщеславится добродетелью. Да что там! Когда человек решает бороться конкретно с тщеславием, даже фактом этой борьбы он способен тщеславиться. Так что награды, в том числе и церковные, могут, конечно, способствовать тщеславию.

Однако называть это потворством я бы не спешил. Дело в том, что награды не даются на пустом месте. Это только Брежнев получал ордена ради орденов, а Церковь если награждает, то, как правило, по конкретному поводу. Помощь в постройке храма, усердие в отстаивании церковных интересов, многолетний труд на благо Церкви, бескорыстная работа для пользы ближнего, юбилей или памятная дата не чужого для Церкви человека… Поводов к награждению может быть много. И всякий раз, давая человеку награду, Церковь проявляет внимание к его трудам, благодарит за помощь, отдаёт ему дань уважения, показывает элементарное неравнодушие. Есть ли что-то плохое в такой мотивации? Естественно, нет. Церковь живёт среди людей и состоит из людей. Потому простой человеческий подход к человеческим нуждам целиком и полностью свойственен ей. И ничего не то чтобы предосудительного, а даже удивительного в этом нет. Не секрет ведь, что благодарность, а тем более награда может служить для человека свидетельством того, что он не забыт, его вклад в общее дело помнят, ему благодарны за труды. Награда может быть как поощрением понесённых трудов, так и стимулом к предстоящим.

Предвижу возражение: мы ведь христиане, наша награда на небесах, зачем нам земные почести? Правильно, абсолютно незачем. Совершенному христианину никаких почестей не надо. Но вот в чём беда: кто из нас совершенен? Да, в отношении именно наград многие сумели выработать в себе здоровое равнодушие как к похвале, так и к поношению. А многие из тех, кто пока не успел, усиленно работают в данном направлении. Но это в данном, а как у нас с остальными? А с остальными по-разному. Если коротко, то и слабости найдутся у всякого, и таких частей духовной жизни, где даже до смутного подобия совершенства расти и расти, у каждого хватает. Так почему же мы, слегка преуспевшие в чём-то одном (да и преуспевшие ли?), берём на себя право решать за тех, кто ещё не преуспел конкретно в этом? Одним награды не нужны, другим они важны как знак уважения и внимания. Вполне возможно, что по прошествии ряда лет эти люди тоже станут равнодушными к наградам, однако всему своё время. Сегодня мы поддержим человека наградой, поскольку она ему важна, а завтра он и сам награды не захочет, потому что духовно «вырастет» над этим. Куда спешить сейчас, записывая всякую награду в разряд потворства тщеславию и осуждая это явление как таковое?

Но всё-таки, как же быть, если факт награждения вызывает тщеславие? Вернёмся к сказанному вначале. То, что человек может тщеславиться добродетелями, вовсе не значит, что ради борьбы с тщеславием не следует делать добрых дел. То, что тщеславиться можно и обычными делами, не означает, что от тщеславия нужно убегать в пустыню. Из того, что тщеславию могут способствовать награды, никак не следует, что нужно перестать эти награды давать. Всякий человек должен бороться с тщеславием в себе, независимо от того, чем это тщеславие вызывается: наградами, успехами, добрыми делами или пороками.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (90) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »