«Мудры, как змеи, и просты, как голуби». Как это?
Как правильно понять слова из Евангелия: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16)? Почему Господь говорил именно притчами?
На первый вопрос можно ответить следующим образом. «Будьте мудры, как змеи» означает, что человек ко всему должен относиться с рассуждением. Он должен рационально оценивать то, что происходит вокруг него. «Будьте просты, как голуби» означает, что эта полноценная умственная деятельность вполне может в человеке сочетаться с бесхитростностью, с отсутствием лукавства, со следованием тем нравственным заповедям, которые дал Господь Иисус Христос. Иными словами, Господь призывает нас трезво оценивать все, что происходит вокруг нас, но при этом соблюдать те нравственные нормы, которые Он нам заповедал.
А на вопрос о том, почему Господь говорил притчами, существуют разные ответы. В научной литературе, например, есть гипотеза, которая говорит, что Он произносил притчи, чтобы облегчить понимание Своего учения. Другая гипотеза утверждает, что Он произносил притчи, чтобы сделать процесс понимания Его учения более трудоемким.
Я скорее склоняюсь ко второму мнению. Я думаю, что притча — это такой особый уникальный способ передачи учения, который предполагает непременный ответ со стороны поучаемого. Каждый человек, который слышит притчу, слышит ее по-своему, слышит в ней что-то свое. Более того, один и тот же человек на разных этапах своего духовного развития может возвращаться к одной и той же притче, и он будет слышать в ней что-то новое на каждом новом этапе.
Вот почему притчи Господа Иисуса Христа никогда не устаревают. Их слышали и читали две тысячи лет назад, их слышат и читают сейчас, и они сохраняют свою актуальность. Не только, конечно, поэтому, но еще и прежде всего потому, что через эти притчи с нами говорит Сам Бог.
Ведь мы не должны забывать о самом главном: Господь Иисус Христос был не просто учителем нравственности, Он не просто давал какие-то заповеди. Он был Воплотившимся Богом. Всякий раз, когда мы раскрываем Евангелие и вслушиваемся, вчитываемся, вдумываемся в Его слова, то через эти слова к нам обращается не простой человек, а Сам Бог. Соответственно, когда мы молимся, то отвечаем Богу на то, что мы от Него слышим. Он к нам обращается через Священное Писание, а мы к Нему обращаемся через молитву.
Митрополит Иларион (Алфеев)
Источник: Православный портал «Иисус»
Просмотрено (156) раз