Выбрать страницу

Какое отношение имеют Преображение и яблоки к делу нашего спасения

Какое отношение имеют Преображение и яблоки к делу нашего спасения

Как случилось, что Церковь стала праздновать день Преображения Господня, и какое значение имеет для нас этот праздник, – рассуждает протоиерей Владимир Долгих.

19 августа Православная Церковь отмечает еще один праздник, вокруг которого в нашем народе построено большое количество мифов, суеверий и прочей ерунды, затмевающей главную суть вспоминаемых событий. Речь, конечно же, идет о Преображении.

Для начала кратко затронем историю праздника.

Не станем пересказывать евангельские события, которые и так известны всякому христианину. Отметим лишь пару интересных фактов. Первое, о чем хотелось бы сказать, так это о том, что до IV века Преображение не входило в годичный круг христианских праздников и никак не отмечалось. Не то, чтобы об этих евангельских событиях никто не знал (думаю, что в области знания Священных текстов христиане того времени значительно превосходили нас с вами), просто как-то не принято было.

Все началось с того, что Святая Елена, мать императора Константина Великого, поручила построить базилику на горе Фавор и в честь освящения нового храма сформировался праздник, который позже был прописан в Иерусалимском уставе, со временем ставшим практически общепринятым для всего православия. Постепенно исторические предпосылки празднования Преображения начали забываться, а вот главная его причина, наоборот, вышла на первый план.

Преображение было, и это исторический факт.

Я нарочно воздерживался от указания на то, что Преображение произошло на горе Фавор. Может, это станет для кого-то и сюрпризом, но Евангелие не указывает нам никакого географического названия, а только говорит о том, что Христос поднялся на гору и явил ученикам Свою славу. Существует предположение, что во времена жизни Спасителя на Фаворе размещалась крепость, а соответственно, не было и места, где бы Христос мог уединиться со Своими учениками. Для этих целей гораздо лучше подходила гора Ермон, поросшая густой зеленью и дающая возможность избежать посторонних глаз.

Оставим все эти особенности в стороне и отметим самое главное – Преображение было, и это исторический факт. Теперь нужно сказать несколько слов о значении этого праздника для каждого христианина.

Помимо Христа, пророков и апостолов в событиях Преображения большого внимания заслуживает свет, вокруг природы которого и разгорелись споры в XIV веке между святителем Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийцем. Этот же свет столь удачно изображен на иконе Преображения из Третьяковской галереи, авторство которой долгое время приписывали Феофану Греку. Об этом свете много говорится и в богослужебных песнопениях праздника: «Христос, водивший в древности Израиля в пустыне столпом огневидным и облаком, в сей день на горе Фаворе неизреченно светом воссиял», – поется в каноне на утрене. Или вот еще: «Ты, от света отделивший первозданный хаос, дабы творения во свете воспевали Тебя, Создателя, Христе, во свете Твоем пути наши направь».

Этот мир – не тот, который был создан Богом, это не подлинная жизнь.

Давайте теперь поразмыслим, что же это за свет, и какое отношение он имеет к делу нашего спасения. Никто не станет спорить, что мы с вами живем в мире тьмы, холода и страха, где количество видимых страданий явно превышает количество видимого блага. Эту тьму не способен рассеять свет естественный. Все в этом мире обречено на разрушение и смерть. Но вот, – говорит отец Александр Шмеман, – является человек, бездомный, смиренный, не имеющей никакой политической власти, и говорит, что этот мир – не тот, который был создан Богом, это не подлинная жизнь. Спаситель послан Богом, чтобы избавить человечество от страшного приобщения ко злу и напомнить о том великом призвании, ради которого Господь и создал нас.

Несмотря на утопающий в грехах мир, несмотря на то, что князем этого мира является дьявол, мы снова должны поверить, «что добро – сильнее зла, любовь – сильнее ненависти, жизнь – сильнее смерти». Фаворский свет являет нам ту славу, к которой человек был призван изначально. Только лишь в свете Божественного преображающего света все приобретает вечный смысл. Потому апостол Петр и восклицает: «Хорошо нам здесь быть!».

Всего два раза в истории человеку довелось увидеть славу Божию изнутри. Первым был пророк Моисей, восшедший на Синайскую гору, вторыми – апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Понимание событий книги Исход дает нам также правильное восприятие событий Преображения. Мы помним, что Синайская гора была окружена темным облаком, бурей и громом. Это говорит о том, что народ, оставшийся у ее подножия, по своей греховности и неоткрытости сердец был чужд живой встречи с Богом. Получается, что дело не в каких-либо природных явлениях, а в закрытости самого человека. Только Моисей благодаря своей вере смог, преодолевая страх и трепет, воспринять новое видение о живом Боге. Это же произошло и с апостолами.

Ни о яблоках и винограде, ни о цветах и травах нужно помнить в день Преображения, а только лишь о Христе.

Христос избирает тех, кто был образцом твердой веры и праведности. Перед событиями Преображения Господь спрашивал Своих учеников, за кого люди Его почитают, и только Петр сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16,16). Это не просто слова – это настоящее исповедание веры, исходившее из сердца апостола, ставшего способным к восприятию Божественного света.

Ну а как же мы? А мы с вами, подобно ветхозаветному Израилю, стоим и смотрим на тучи, только они не перед нашими глазами, а внутри наших сердец. Христос же в нашей жизни занимает не первое место. Даже если Он будет лишь на втором плане – этого достаточно, чтоб продолжать оставаться слепыми. Вот и получается, что «познать» Фаворский свет мы способны только через слышание и чтение Священных текстов.

Но Преображение имеет еще и значение в перспективе нашего спасения, ведь все, что произошло со Христом, произойдет и с нами. Мы, как и наш Спаситель, умрем, также, как и Он, воскреснем и преобразимся. Это тот главный мотив, которым нужно вдохновляться, и та цель, ради которой стоит жить. «Божественная благодать, которая пожаром обдает дух человеческий в молитве и в чистоте жизни, – говорит владыка Антоний Сурожский, – постепенно, когда эта жизнь растет и расцветает под ее действием, проникает все человеческое естество, наполняет собой человеческую душу и, переливаясь через край, исполняет, наполняет собой и тело».

Ни о яблоках и винограде, ни о цветах и травах нужно помнить в день Преображения, а только лишь о Христе. Ведь только Он – подлинный источник жизни, Он создал нас для сияния от прикосновения к вечной Божественной славе, остается лишь разогнать тучи нашего сердца.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Просмотрено (233) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »