Выбрать страницу

Любовь и мужество

Любовь и мужество

Альфа и омега всего бытия – это любовь. Но в конце существования человечества будут особенно важны две добродетели – любовь и мужество. Естественно – вера. «Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?»(Лк. 18:8).

Любовь, как добродетель, требует подвига. А для подвига необходимо мужество.

Это понятие у нас не совсем правильно объясняют, предполагая, что мужеством обладают герои битв, люди, совершающие геройские поступки. Но вопрос мужества – очень непростой. И еще Сократ спрашивал своих учеников – что такое истинное мужество? Когда ему привели примеры всевозможных отважных поступков, он сказал, что мужественный – человек, сильный в борьбе с вожделениями и пожеланиями.

В Ветхом Завете есть классический пример – ассирийский военачальник Олоферн, который с многотысячным войском намеревался взять Ветилую, как «спящую птицу в гнезде», но накануне явилась иноплеменница Иудифь, и Олоферн потерял голову сначала в переносном смысле, а потом в физическом – она ему отрубила эту голову. Военачальник окончил свою жизнь не на поле брани, а на похотливом ложе. И вот об этой-то истине и говорит Церковь устами своих святых: истинное мужество заключается в борьбе со своими грехами, с греховными навыками. Собственно, это, можно сказать, и является закваской настоящей правильной жизни. Потому что когда нет труда, стремления, тогда человек, даже совершающий какие-то большие дела, может на малом пострадать. Как бесславно окончил свою жизнь Олоферн.

Протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области. Фото: pokrov.pro

И наоборот, истинная любовь, нежная и хрупкая, обладает сверхъестественной силой.

Мне всегда вспоминается, как однажды перед Праздником Пасхи нам оказали благодеяние и заасфальтировали небольшую площадку у церковного дома. И уже после Пасхи, когда солнышко пригрело, я вышел и увидел удивительное зрелище: черная площадка быстро прогрелась и вспучилась бугорками. Асфальт был поднят, взломан одуванчиками. Хрупкий цветочек, трубочка такая нежная, взломала асфальт. Мне как-то представилось, что это и есть символ любви, которая кажется совсем незаметной, хрупкой, слабой, но обладает невероятной внутренней силой.

И вообще цветы, как замечательно сказал один архиерей, – это символ рая, оставленный на земле Богом. Они появляются иногда всего на несколько дней – и исчезают, увядают. А какая красота, какая в них сила! Одним из самых полезных с точки зрения физиологии является мед, есть даже медолечение. Господь – и после Воскресения – вкушал рыбу и мед. А ведь нектар собирается с цветов… Это действительно некий символ чистоты и целомудрия. Архангел Гавриил, явившийся к Матери Божией на Благовещение, изображается с цветком. Есть такой образ – Неувядаемый Цвет. Потому что в раю-то он – неувядаемый. А здесь напоминает нам о временности земной жизни и о вечности будущей.

Основа всей жизни – это, конечно, все-таки любовь, в высшем, чистом смысле. У нас понятие «любовь», к несчастью, употребляется в разных контекстах. Греки очень серьезно относились к этому, они разделяли несколько понятий. Та любовь, о которой идет речь в Евангелии, – духовная, Божественная. Очень хорошо сказал сербский архимандрит Иустин (Попович; он умер в 1978 г. на Благовещение): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман».

К глубокой истинной любви и нужно стремиться. Она, собственно, и есть жизнь, все остальное – временное. Но чувство душевное, а не духовное, если оно не имеет первообразом любовь Божию, по словам Иустина (Поповича), – это самолюбие. Поэтому человек, если предмет его чувства не отвечает взаимностью, часто начинает озлобляться, ибо страдает его самолюбие. Мир, видимо, заметил это и сказал: от любви до ненависти один шаг. В сущности, это оборотная сторона такого чувства, которое легко превращается в ненависть. Но это не есть истинная любовь. Хотя внешне человек вроде бы и не может без этого жить. Но насколько не может и сколько может – это проверит время…

Настоящая любовь – та, которая есть в Царстве Небесном. Там-то она постоянная, там всегда.

Протоиерей Валериан Кречетов
Источник: Журнал «Покров»

Фото на заставке: pokrov.pro

Просмотрено (23) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

14 ноября - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии

Косма и Дамиан — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, жившие во второй половине IIIв. В отличие от других бессребреников Космы и Дамиана, умерли не мученической смертью, но прославились своими чудесами после смерти... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

17 ноября — Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

18 ноября — Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

19 ноября — Прп. Варлаама Хутынского далее »

21 ноябряСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных далее »