Притча, приоткрывающая тайну Царства небесного
Проповедь епископа Белогородского Сильвестра в Неделю 14-ю по Пятидесятнице.
Нашему вниманию сегодня представлена еще одна притча, приоткрывающая тайну Царства небесного. Притча о званых на брачный пир царского сына. Господь использует в этой притче образ брачного пира. Пир в библейской традиции — символ победы и духовного ликования. Уже в Ветхом Завете образ пира используется для обозначения так называемого мессианского пира, который является подтверждением воцарения Мессии. «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин», — пророчествует великий пророк Исайя наступление мессианского пира (Ис. 25:6). Итак, пир и особенно пир — образ яркий, понятный и очевидный, а кроме всего прочего, брачный пир — это символ радости общения, которое может быть между людьми.
Некий царь, гласит притча, устроил для своего сына брачный пир и позвал гостей. Получить приглашение на брак царского сына — привилегия, знак уважения. Но, в данном случае, гости отказываются прийти на пир и разделить радость царя и его сына. Все призванные проявляют какое-то удивительное единодушие в отказе посетить пир и придумывают различные отговорки: кто ушел на торговлю, кто занимается своим полем, а некоторые и вовсе оскорбили царя и выгнали его слуг, принесших приглашение. Заслуживает внимания упоминание о том, что царь несколько раз призывает гостей на брак сына. Нам может это показаться странным и даже навязчивым, но следует помнить, что притча произносится на Востоке и с учетом восточных традиций. И та настойчивость, с которой царь приглашает на торжества, иллюстрирует его внимательность и любезность по отношению к гостям.
Однако, несмотря на проявленное уважение и доброту, на приглашение царя никто не откликается. Представим себе, что должен почувствовать человек, а тем более царствующая особа, когда все приготовлено, все празднично одеты, столы накрыты и никто не пришел. Вообще никто. Наверное, каждый из нас хотя бы отчасти чувствовал досаду, разочарование, обиду, когда без уважительной причины не пришли те, кого мы ждали и хотели видеть на нашем празднике. Так и царь в притче. И в конечном итоге, он наказывает неблагодарных, а на их место приглашает тех, кто вообще не мог рассчитывать на посещение царского дворца, а тем более на участие в брачном пире царского сына.
Среди этих новых приглашенных оказался некто, кого царь увидел не в должном виде «увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22.12). Фраза, которая также неясна. Ведь сам же царь призвал их с распутий при дорогах. Откуда же у них могла быть не то что брачное одеяние, а вообще просто хорошая одежда? Такое недоумение разрешается опять же обращением к этикету того времени, который зафиксирован во многих памятниках древней литературы Востока. Если высокая особа приглашала в гости к себе тех, кто не мог иметь одежду под стать событию, то радушный хозяин, показывая свою доброту и щедрость, держал для таких случаев праздничную одежду, которую давал своим гостям в случае, если у них такой не было. В каком-то смысле эту традицию можно сравнить с существующей в наших монастырях практикой в случае отсутствия у человека одежды, соответствующей месту, выдавать на время посещения храмов и святынь подобающие одеяния. С учетом этого, становится вполне понятным недоумение царя и его вопрос к гостю без праздничной одежды. Очевидно, что явившийся без подобающего наряда, просто пренебрег царским подарком. И именно потому, на вопрос царя этот человек, как указано, молчал (Мф. 22:2). Конечно, он молчал — что он мог говорить, когда пойман, что называется, с поличным?!
Как понимать данную притчу? Как и все Священное Писание, притча о званых на брачный пир царского сына преисполнена разнообразных смыслов. Прежде всего, в историческом контексте, произнесенная Господом Иисусом Христом в последние дни Его земной Жизни, эта притча, как и ряд других, указывает на иудейских учителей и вообще на еврейский народ. Все святые отцы, поясняя эту притчу, говорят, что безусловно под царем подразумевается Бог Отец, а под сыном — Сам Господь Иисус Христос. А под брачным пиром подразумевается то Царство, которое уготовано верующим во Христа. И о котором Сам Господь наш говорит: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Первыми в это царство должны были войти те, кто были призваны к нему — иудеи. Именно этому народу Бог дал Завет и открыл Себя. Но, в конечном итоге, иудеи, научаемые своими лидерами, отрекаются от Иисуса Христа. Апостол Павел, поясняя причину отпадения иудеев пишет: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). То есть фарисеи, книжники и первосвященники иудейские свое ложное понимание праведности стремились навязать другим, при этом, не понимая и отвергая истинную праведность Божью.
Бог-Отец, желая спасения этого народа, всяческими способами призывает их на брачный пир Своего Сына Единородного Иисуса Христа. Уже говорилось о мессианском пире как символе победы добра, правды и благости Божьей. Этот Пир настаёт, так как Царство Божье уже является в Церкви Бога живого, которая есть столп и утверждение истины (ср. 1 Тим. 3:15). Но народ Израильский не принимает и не входит в это Царство, находя всевозможные отговорки, такие же абсурдные и наглые, как и отговорки тех, кто в сегодняшней притче на приглашение царя ответил отказом. Вместо них, призванных, но отказавшихся, Господь призывает иные народы. Те народы, которые горделивые иудеи или высокоумные греки считали народами как бы на обочине истории, и которых греки и римляне надменно называли «варварами», то есть непонятно говорящими. Но именно их — эти простые народы с обочины истории Бог призвал на мессианский пир Своего Сына, даровав им благодать Крещения. Вспомним слова Спасителя нашего, сказавшего: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8:11-12). И действительно, многие народы, призванные после иудеев, послушали Евангелие и присоединились к Церкви Христовой.
Еще одно значение этой притчи, указывает не на народы, но на каждого отдельного человека. Хотя, в целом, иудейский народ не принял Сына Божьего Иисуса Христа, однако первые ученики и ученицы Спасителя были именно из еврейского народа. Истинный Мессия Господь Иисус весь народ еврейский призывал. Ожидаемо, чтобы учители народа первыми приняли долгожданного Мессию. Однако в реальности вышло по-иному, иудейская религиозная элита отказывается ответить на призыв Христа. Не принимает ни Его, ни Его проповеди. И, тем самым, отринув приглашение, не становятся участниками Царства Небесного, а те, кто был ими — элитой — презираем: мытари, блудницы и простецы, верят Христу и с радостью отвечают на Его призыв следовать за Ним. И потому именно им уготован Божественный Пир. Сам Господь в обличение надменных врагов своих говорит им: «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21:31).
Тем не менее приведенные толкования притчи касаются уже прошедших событий истории. Но есть ли значение этого иносказания, выходящее за пределы уже совершенного когда-то две тысячи лет? Безусловно, есть.
Каждый из нас, верующих во Христа, должен понимать, что эта притча имеет смысл для каждого поколения, для каждого народа, для каждого человека. Вот и для нас, современных христиан, под образами в данной причте должны узнаваться мы сами. Нас Бог-Отец призывает на брачный пир Своего Сына. Под образом пира узнается участие в Богослужении и Таинствах. Как часто те, кто именуется христианами, отказываются жить церковной жизнью. Ведь каждый из нас так или иначе сталкивался с вопросами от наших родных и близких: «зачем ходить в храм? Нельзя ли быть хорошим человеком и даже благочестивым христианином без этого?».
Братья и сестры! Мы не до конца поймем всего значения собирания для совместной молитвы, если не задумаемся над тем, что когда появилось христианство, когда проповедь апостольская распространилась на весь мир, тогдашняя римская власть преследовала христиан и вычислить, понять кто христианин, а кто нет, гонители могли, прежде всего, по доносу, что где-то собираются христиане. Христиане, скрывающие свои воззрения, тем не менее всегда посещали собрания. Иногда собрания проходили в катакомбах, иногда в частных домах. Но при том, что христиане должны были сохранить свою веру в тайне от окружающих, они, рискуя своим имуществом, рискуя своим положением, рискуя своей жизнью все равно собирались вместе. Следуя современной логике, христиане древности могли сказать: зачем куда-то ходить, на какие-то собрания? Это не нужно, да и опасно. Но для христианской общины немыслимо быть христианином без собрания, потому что изначально христианство — это собирание. Господь наш Иисус Христос не просто проповедует Евангелие, не просто проповедует Благую весть, Он собирает вокруг Себя последователей. Ученики Господа собираются вокруг Божественного Учителя в ответ на Его проповедь. Если посмотреть на значение и происхождение слова Церковь, греческое εκκλησία, то оно обозначает не просто собрание, а «собрание на призыв», и изначально христианство — это собирание, объединение друг с другом ради того, чтобы ответить на призыв Господа нашего Иисуса Христа.
Иисус Христос говорит: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Эти слова Господа — это призыв собраться. В молитве «Отче наш», которую каждый из нас произносит за день не раз, обращение к Богу «Отче наш», не Отче мой, но Отче наш. Само это обращение напоминает нам, что Отец наш небесный объединяет нас и можем обратиться к Нему как к Отцу нашему. Бог объединяет, а сила противная Богу, наоборот, разъединяет и раскалывает. И Господь наш Иисус Христос пришёл не просто для того, чтобы спасти род человеческий не просто для того, чтобы искупить род человеческий и открыть Евангельскую истину, но для того, чтобы собрать людей вместе, чтобы люди поняли, что они не один от другого отдельны, но собраны во Христе Иисусе в такое единство, которое в Священном Писании называется Телом Христовым (ср. Еф. 1:23).
Подобно неблагодарным приглашенным из притчи, и сейчас есть не желающие принять приглашение Господа, которые находят множество якобы причин. Одна из них, самая дерзкая и горделивая — рассуждения в духе: зачем мне ваши храмы и службы, у вас там все не так! И священники плохие, и прихожане злые, и службы утомительные и непонятные. И вообще все не так. А вот у меня Бог в душе. Конечно, и Писание говорит, что человек храм Святого Духа (ср. 1 Кор. 6:19). Но, человек, что ты сделал для того, чтобы быть достойным Бога и именоваться храмом Его? Человек с его страстями, с его обыденностью, вдруг решил с чего-то, что Бог у него в душе! Вот так просто! Тот человек, о котором поэт метко сказал: «Тюремщики своей земной тюрьмы, грызущие друг друга в каждой щели, мещане с крылышками! Пряники и рай! Полвека жрали — и в награду вечность… Торг не дурен. «Помилуй и подай!» Подай рабам патент на бесконечность»! Кто мы такие, дерзающие сказать, что заслуживаем Бога? Что заслуживаем бессмертия и райского блаженства? За что? Как Святой может быть внутри скверного? Как Премудрый может быть внутри глупца? Как Благой может быть внутри злобного? «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1:4), — говорит премудрый Соломон. И если мы посмотрим честно на человека, то скажем, что вместо утверждения «Бог у меня внутри», каждый должен задать вопрос: «достоин ли я того, чтобы Бог был у меня в душе»? Что я сделал для этого?
Дорогие братья и сестры! Великая тайна Церкви в том, что по отдельности мы просто грешные люди, предоставленные сами себе, слабые и немощные, и при этом еще умудряемся быть гордыми, но, собранные вместе во имя Христово, — мы Церковь Господня «род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Пет.2:9). И вот когда Бог призывает всех нас на Божественную Трапезу — Таинство Евхаристии, сколько причин находим, чтобы не прийти. Бог призывает, а мы отвечаем — у меня дела. Я устал. У меня выходной день. У меня забот хватает. Но как же освятиться? Как преобразиться? Как измениться, ничего не делая для этого? Бог и пир приготовил, и пригласил, и даже одежду праздничную выдал, а мы все равно твердим — не надо нам, не хотим, у нас и так все есть. Но откуда? Откуда освящение и благодать, разве как не из рук Божьих? Откуда спасение, разве как не от Спасителя нашего Иисуса Христа? Все это можно получить от Бога в доме Его — Святой Церкви. В кустарных условиях спасение не достигается — это духовный самообман, оправдание духовной лени и гордыня. Не в силах человека спастись — в силах человека принять спасение как дар.
Однако, как мы слышали, один из пришедших все же был не достоин того места, в котором он оказался по добросердию хозяина. Почему так? Святые отцы видели в брачной одежде, которую раздает Царь символ белых крещальных риз. Общеизвестно, что когда человек крестится, то ему даются чистые белые одежды. В древности это вообще занимало важное место в процессе крещения. Одевание белых одежд показывало прощение грехов и обновление во Христе. И вот святые отцы говорят, что человек не в брачной одежде — это человек, который хотя и принял крещение, но чистоту и благодать, полученную в этом таинстве, скинул с себя и облекся уже в другие ризы, ризы страстей и греха. Святитель Григорий Палама говорит: «Одеяние духовного брака это — добродетель, в которое если кто не облачится здесь, в этой жизни, тот не только будет найден недостойным оного брачного чертога, но и подвергнется узам и несказанным мукам». Блаженный Иероним, толкуя слова притчи о связывании по рукам и ногам, указывает также на эсхатологическое значение притчи, то есть относящееся к суду Божьему над всем человечеством и над каждым отдельным человеком после смерти. Связывание по рукам и ногам, по объяснению святого отца, означает невозможность действовать, так как время для делания добродетелей завершилось: «кто во время суда будет найден имеющим имя христианина, но не имеющим одеяния брачного, а имеющим одежду запятнанную, то есть броню ветхого человека, тот тотчас же получает наказание».
Братья и сестры! Всех нас Господь призвал с разных мест, в разном духовном состоянии, в разных условиях; не по достоинству нашему, но «не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати» (2 Тим. 1:9) мы призваны. Господь даровал нам обновление и освящение в Таинствах, облачил «в ризу спасения и одежду веселия» (Ис. 61:10). Но значит ли это, что мы в полноте обладаем всем, что достойны Его даров? Как, ответившим на приглашение Бога, оставаться достойными? Апостол Петр наставляет верующих: «более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2 Пет.1:10), но где способ осуществления этого поучения апостольского? Снова обратимся к Писанию. Святой апостол Павел пишет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28). Итак, испытывать себя. Наблюдать за собой внимательно, научиться различать в себе злое и доброе, правдивое от лживого. Только у того появляется жажда спасения, кто хочет приступить к Святыне и начинает внимательно относиться к своим мыслям, делам, помыслам, словам, осознавать необходимость изменения и более. Но как в круговороте обыденный жизни найти время и силы для этого? Сколько бы человек не ставил перед собой такую задачу, он не сможет, он, в конце концов, соскользнет в рутину жизни. Но если человек твердо установил себе, что раз в неделю или немногим чаще нужно быть участником священной трапезы Господней — Богослужения, тогда начинает вести себя по-иному и собирается силами.
Один западный христианский автор ХХ века, задаваясь вопросом, почему его соотечественники так быстро утратили свою религиозность, отвечает следующий образом. Не потому, что их кто-то переубедил, и не потому, что им кто-то запретил, а лишь только потому, что на определенном этапе они прониклись идеей что ходить на богослужение в храм по воскресным дням не обязательно. И все! Этого было достаточно, чтобы через одно поколение нация по сути перестала ощущать себя христианской. Поэтому, братья и сестры, будем осознавать и ценить важность посещения дома Божьего — храма и участия в предложенной нам Божественной Трапезе — Евхаристии. Уклонимся от глупых и самонадеянных мыслей о том, что мы сами что-то можем в духовной жизни. Будем же внимательны к себе, к своим делам и мыслям, дабы нам уподобится не глупому и дерзкому гостю, пришедшему без праздничной одежды, но добрым исполнителям заповедей Господних, которым Он скажет: «Вы друзья Мои» (Ин.15:14). Аминь!
Епископ Сильвестр (Стойчев)
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (102) раз