Выбрать страницу

Как достичь душевного мира

Как достичь душевного мира

Проповедь на воскресное евангельское чтение Недели 15-ой по Пятидесятнице.

«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:36-39)
(Отрывок из воскресного евангельского чтения).

Познал Адам Еву – значит стал с ней одним целым. Двое стали одна плоть. Так каждый раз, когда мы что-то постигаем или познаем, мы становимся единым с тем, что нами постигнуто. Блудник становится единым с блудом, преступник – с преступлением, художник – со своим творением. «Мы то, что мы едим», – сказал в свое время Гиппократ. Чем же тогда мы должны себя наполнять и кем должны стать, чтобы войти в вечность? Бог отвечает на этот вопрос однозначно – вы должны стать Любовью.

Когда человек становится Любовью, он уже не может испытывать вражды ни к одному человеку. Он не разделяет людей на нации, религии, пол и возраст. Он сострадает всему, что создано Богом. Не только люди, но и звери, и даже растительный мир вызывает у него жгучее чувство жалости и любви. Он готов страдать вместо каждого из них.

Если бы было можно, такой человек согласился бы навеки сойти в адские муки, только бы помочь обрести творению вечное блаженство. Он не нуждается в ответной любви и не ждет ее ни от кого. Ему достаточно любить самому. Он никого не судит и никого не осуждает, разрешая быть всему таким, какое оно есть. Но при этом своей любовью он преображает все вокруг себя. Он не навязывает своих взглядов на жизнь, своей веры или убеждений, но тем не менее дает всему окружающему опору.

Человек Любви не борется со злом. Зато зло борется с ним постоянно. Любой грех, входя в него, угасает, потому что не находит в нем ничего, за что можно было бы зацепиться. Любая страсть вязнет в нем, теряет свою агрессивность и напор, и, окончательно утратив силу, исчезает. Потому что никакой помысел, никакая страсть не может длиться вечно, а Любовь не имеет конца.

Пока человек поддается волнениям помыслов и душевным переживаниям, покой ни за что не войдет в его душу, потому что он возможен только в великой тишине.

Любовь бесстрастна, потому что она не есть страсть. Любовь не мимолетна, потому что она не является душевным переживанием. Любовь не имеет в своей основе никаких логических оснований, потому что в ней нет понятий, представлений или каких-то идей. Своей основой Любовь имеет мир души. Именно из него растут ее корни, укрепляясь дождем молитвы и благодати. Но пока вырастет этот колос любви на земле нашего сердца, земледельцу придётся претерпеть и зимнюю стужу, и летний зной. Как воин на поле брани, он не принимает никаких помыслов, с какой бы стороны они не приходили, стойко пребывая в молитве Иисусовой. Тогда мир души начинает расти, сердце преображаться, а помыслы иссякают и теряют всякую свою силу.

Мир Божий мудр без мыслей о мудрости, всеведущ без поисков знания, любвеобилен без лицеприятия. Он подобен безбрежной водной глади, не волнуемой никаким ветром. Пока человек поддается волнениям помыслов и душевным переживаниям, покой ни за что не войдет в его душу, потому что он возможен только в великой тишине. В этой тишине Дух Божий открывает изумленному человеку безбрежные просторы его собственного сознания. Любовь входит в душу вместе с этим великим покоем, поскольку сама является миром и покоем. В ней же обретается и Божественная Мудрость, которая абсолютно не нуждается в багаже интеллекта. Только благодаря Любви и Мудрости в глубине духа и тишине сердца происходит постижение Бога.

Цель любого молитвенного правила есть стяжание постоянства в молитве. Поэтому Иисусова молитва есть краеугольный камень в духовной практике. Ею можно заменить все правила, кроме, конечно же, Божественной литургии. В глубине человеческого духа нет ничего, чтобы могло привязывать его к этому миру. Все наши связи с ним основаны на ложных суждениях и кривляниях ума, погруженного в стихию этого мира.

Христианину необходимо преодолеть страх и робость души, разрушить окаменелость сердца и запутанность ума, чтобы ухватиться духом за нить спасения. Иначе никакие свечи, правила и молебны ему пользы не принесут. Блаженство души находится не на том свете, а на этом, и место его в сознании человека, наполненном благодатью. Соединив в благодати душу, ум и сердце, приобрев цельность внутреннего человека, христианин находит в себе Христа, уподобляясь Ему в духе. Так в нас появляются те же чувствования, что и во Христе Иисусе (Фил. 2:5).

Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: patriarchia.ru

Просмотрено (108) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »