Трудновыполнимое завещание преподобного Сергия Радонежского
Житие преподобного Сергия полно как трудов и лишений, так и чудес. Закономерным итогом его святой жизни стало краткое, духоносное завещание, жизненно важное каждому желающему спастись.
Сегодня мы молитвенно вспоминаем обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Через 30 лет после земной кончины святого его ученик – игумен Никон стал свидетелем прославления своего духоносного учителя.
Этому чуду тогда предшествовало масштабное нашествие татарских орд. После наступления врага храмы Троицкой обители были сожжены дотла. Перед началом набега игумен с братией успели вывезти из монастыря все иконы и святыни, связанные с личностью его основателя. Вскоре опустошённая обитель стала восстанавливаться, являя миру возрождённый облик. Близилось время, когда должна была возродиться и память о её учредителе – преподобном Сергии.
Этот момент настал тогда, когда начались первые работы по строительству нового здания Троицкого храма. Преподобный пожелал явиться благочестивому мирянину и известить о том, что гроб, держащий в себе тело святого, стал тесен ему. После того, как игумен Никон узнал о сверхъествественном явлении своего наставника, было отдано распоряжение об изнесении мощей святого из могилы. После открытия гроба все были поражены тем, что тело и одежда преподобного сохранили свой первозданный вид, не подвергнувшись тлению.
В 1426 году мощи прославленного игумена были перенесены в новоосвящённый Троицкий собор, где они пребывают до сегодняшнего дня.
×××
В величании, исполняемом за богослужением в честь каждого преподобного, чтимый святой называется «наставником монахов и собеседником ангелов». Эти качества могут быть присущи лишь тому человеку, который отрёкся от всех земных благ и посвятил свою жизнь духовному совершенствованию.
Но не только эти качества сделали преподобного Сергия одним из столпов русского монашества. Будучи игуменом Свято-Троицкой обители, он был не только мудрым духовником, но и любящим отцом для своих учеников и братии. Сыновнии чувства к преподобному питали не только близкие к нему люди, но и высокие сановники. Известен факт о тесных отношениях, сложившихся между преподобным Сергием и святителем Алексием, митрополитом Киевским. Находясь в поиске преемника на киевскую кафедру, святитель избрал в качестве такового именно игумена Троицкой обители. Однако тот, по монашескому смирению, отказался от перспективы церковной карьеры, оставшись до конца своих дней в основанном им монастыре.
Святой Сергий никогда не покидал созданную им монастырскую вотчину. Ведь настоящий духовный отец всегда призван находиться рядом со своими чадами, разделяя с ними и горе, и радость. Даже после того, как Троице-Сергиева Лавра была закрыта решением советской власти на долгих 26 лет, а мощи преподобного были изнесены из неё во избежание надругательства, он не оставил обитель без своего попечения.
Молитвенник и хранитель
Сохранились воспоминания о том, как однажды ночью патрулировавшие Лавру солдаты стали свидетелями чудесного явления. На площади опустевшего монастыря неизвестно откуда появился одинокий старец. Патрульные остановили его и, вглядевшись в лицо монаха, поинтересовались, кто он. На этот вопрос последовал неожиданный ответ. Старец со строгостью сказал: «Я – игумен этой обители». На удивление патрульных, он повернулся и быстрыми шагами пошёл к Троицкому собору, возле которого он таким же чудесным образом скрылся из вида. Запомнив лицо пожилого монаха, солдаты вскоре узнали о том, что им был сам преподобный Сергий Радонежский. Увиденный ими старец был в точности таким, каким он был изображён на иконописном лике.
Этот чудесный случай не что иное, как знак того, что и в те тяжелые времена святой охранял свою обитель от окончательного уничтожения. Он же дает нам надежду, что не оставит преподобный свой монастырь и свою землю до скончания века.
Завещание
Итогом всей его жизни и трудов стало завещание преподобного, данное ученикам незадолго до смерти.
«Внимайте себе, братие, – сказал преподобный. – Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
Это краткое и простое, на первый взгляд, наставление оказывается достаточно сложным для исполнения на практике. Внимать себе – значит отрешиться от ежедневной суеты и углубиться в самопознание. Иметь страх Божий – это призыв к ответственности перед Творцом за все свои мысли, слова и поступки. Душевная чистота и нелицемерная любовь тоже стали большой редкостью среди современных людей. В век, когда целомудрие стало предметом насмешек, а под любовью понимается лишь чувственная страсть, исполнение этих заповедей становится настоящим подвигом для христианина.
Преподобный Сергий Радонежский всегда остаётся для нас целителем души и тела, добрым пастырем и мудрым наставником. Не оставив после себя ни одной письменной проповеди, он прославился как яркий проповедник Христовой Истины. Каждый раз, перечитывая его житие, будем подражать святому в верности Богу и своему жизненному призванию!
Николай Волошин
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: spzh.news
Просмотрено (251) раз