Выбрать страницу

Что делать, если совершил грех, в котором недавно искренне каялся?

Что делать, если совершил грех, в котором недавно искренне каялся?

На вопрос мы попросили ответить священника Димитрия Паламарчука.

Спокойно, всё нормально!

Что делать человеку, который повторно совершил грех, в котором каялся? Прежде всего — осознать, что это нормальная ситуация, знакомая большинству христиан. Она знакома и мне, потому что я тоже регулярно совершаю грехи, в которых каялся. Именно по этой причине считаю, что у меня нет морального права обличать кого-либо в таком положении. Мы все грешны, и потому никуда не деться от того, что снова и снова впадаем в тот или иной грех. Если бы так просто было не повторять всё то, в чём мы искренне каялись, все давно бы уже были святыми. Но в том-то и проблема, что избавиться от греха очень сложно.

Если человек совершил грех, это значит, что он поступал неправильно и по отношению к себе, и по отношению к окружающим, потому что грех, как и добродетель, — это не только личное дело каждого, но и дело всей Церкви, ведь мы все — её члены: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12-27). Если болит какая-то часть тела или орган — страдает весь человек. Если болеет один человек — плохо и Церкви.

Мы все такие, но расслабляться не стоит

В утешение человеку, который согрешил снова, я хочу напомнить, что и святые грешили. Вспомним, что писал апостол Павел: «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“» (2 Кор. 12:7-9). Иногда Господь попускает нам впасть в тот или иной грех повторно, даже если мы в нём очень искренне каялись, чтобы мы не осуждали других за их слабости, чтобы не уподоблялись людям, которые сучок в чужом глазу видят, а в своём и бревна не замечают.

Человек грешен по своей природе, идти по пути, который заповедал нам Христос, трудно. Апостол Павел так писал о себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Однако эти слова не должны быть оправданием духовной лени. Есть в святоотеческой литературе случай, касающийся нашей сегодняшней темы. К одному старцу пришёл послушник и говорит: «Авва, я согрешил!». На это учитель ответил ему: «Брат, вставай и иди». Проходит время, и молодой человек приходит снова со словами: «Авва, я опять впал в тот же грех». На это старец опять отвечает: «Вставай и иди». Так происходило несколько раз, и наконец ученик спросил: «Авва, доколе мне падать и вставать?» — и наставник ответил: «До смерти».

Надо принять тот факт, что есть грехи, в которые мы будем впадать до самой кончины, и есть такие, которые удастся преодолеть с Божьей помощью. Здесь всё зависит от нашего рассуждения. Один человек может сказать: «Если я грешен, то буду грешить, что с меня взять?». Другой же вопреки падениям будет бороться с грехом, прося у Бога сил на эту борьбу, а если снова упадёт — будет снова каяться и просить у Господа прощения, говоря: «Господи, видишь? Я старался, я хотел, но не смог. Пожалуйста, прости меня!». Бог не будет нас наказывать за те грехи, в которых мы раскаиваемся, даже если впадаем в них опять. Он спросит за то, в чём не хотели каяться.

Нужно помнить, что Господь — это любящий Отец, который ищет, за что нас оправдать и погладить по голове, а не за что наказать. Он милостив, а потому, по словам святого Иоанна Златоуста, «и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит». Нужно понимать, что добродетель — это не закон, который просто дан извне. Это закон, который помогает каждому из нас жить лучше и безболезненней. Главное, чего нельзя допускать, если впадаешь в один и тот же грех, — это уныние. Его надо преодолевать.

Что делать, если снова совершил грех, в котором каялся? Снова каяться! Взять себе в пример апостола Павла, который мёртвых мог воскрешать, но тоже падал. Он понимал, что это дано ему для того, чтобы не забыть, что он — только человек. Не грешит тот, кто в земле лежит. Все остальные имеют возможность каяться в содеянном, возвращаясь к миру душевному и счастью.

Сразу ли идти на исповедь после того, как согрешил повторно?

Всё зависит от греха, священника, к которому вы ходите, и вашего рассуждения. Например: я решил перейти на ЗОЖ, а потом взял и съел две лишние конфеты — надо ли об этом говорить священнику? Конечно, нет. Священник занимается духовными вопросами, к нему нужно обращаться в связи с ними. Лишние конфеты — это нарушение данного себе обещания, которое никак на мою жизнь и жизнь окружающих не повлияет, с этим можно самостоятельно разобраться.

Важно понимать вот какой важный момент: покаяние — это не исповедь. Покаяние предваряет исповедь. Главное — не надо бояться снова идти в храм и исповедовать то, в чём уже исповедовались. Не надо страшиться, что батюшка вас осудит. Я прочитал у одного современного священника мысль, с которой полностью согласен: чем больше исповедуешь людей, тем больше ими восхищаешься, невзирая на то, с какими грехами они пришли. Эти люди думают о себе плохо, но они замечательные. Я уверен, что каждый священник, который пытается сопереживать человеку и слышит его, будет настроен так же.

Это ведь такая радость, если христианин искренне кается, не желая жить с грехом на душе! Поэтому ничего не бойтесь, не стесняйтесь, вы ведь хотите быть с Богом — а это самое прекрасное, что может быть.

Священник Димитрий Паламарчук
Беседовала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Фото на заставке: gorlovka-eparhia.com

Просмотрено (246) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »