Пастырские встречи. Жизнь по заповедям Христовым
Любить обижающих нас, не отвечать злом на зло, принимать волю Божию, понимая, что Всемилостивый Господь делает все для нашего блага. Эти постулаты православной веры мы читаем в Священном Писании, житиях святых, слышим из уст священников на проповедях. Но как же нам сложно жить по Евангелию. Что может нам помочь на пути ко Христу? На вопросы прихожан отвечал иеромонах Лавр (Архипов).
– Отец Лавр, как понять волю Божию?
– Господь говорит с нами через обстоятельства жизни. Мы должны уметь видеть их посредством изучения Священного Писания. Без знаний вы никогда не распознаете волю Божию: без знания учения Христова, без чтения Евангелия, без изучения святоотеческой литературы. Знание Священного Писания, опытная жизнь христианская, живое общение с Богом, когда мы становимся домом Духа Святаго, помогает нам избежать многих опасностей и видеть волю Божию.
– Как относиться к себе по-христиански?
– Строго. К людям окружающим милостиво, а к себе очень строго. Не заниматься попустительством, но рассудительно. Не надо себя гнобить, не надо никогда опускать рук, даже когда тяжело бороться с какими-то своими страстями. Никогда не говорить, что я не могу – зачастую это бывает перифраз «не хочу». «Я не могу, батюшка, победить эту страсть», – значит, не хочешь, значит, не борешься, значит, не просишь у Бога помощи. Относитесь к себе серьезно и строго, но здравомысляще.
Относитесь к себе серьезно и строго, но здравомысляще
– «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 22: 39)? Как тогда к ближнему относиться?
– Так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. У вас выбор: перед вами два куска торта, один большой, очень вкусный и желанный, а другой совсем маленький. И вот вы этот маленький кусочек берете себе, а большой отдаете своему ближнему, даже, может, тому, к кому вы не относитесь с особой теплотой. Это жертвенная и христианская любовь. Так относитесь к ближнему.
– Как противостоять хамству, когда в душе негодование и протест?
– Вспомните слова Священного Писания. Господь говорит: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Хамство… Неужели мы против такого греха, против такого испытания не сможем устоять? Хамят вам, а вы скажите: «Извините», повернитесь и уйдите. Зачем стоять и это слушать? А мы даем ответ, вступаем в ссоры. Зачастую хамство идет от людей не совсем здоровых психически. И мы с ними пытаемся разговаривать, как со здоровыми людьми, вразумлять, все больше и больше разжигая вражду. И сами выходим из состояния равновесия и начинаем сыпать проклятиями, сквернословим, показывая свою не очень хорошую сторону, личину, которая скрывается за таким, скажем так, показательным благочестием. Уходите от конфликта и не воздавайте злом за зло. Так противодействуйте хамству.
– Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Святые отцы говорят, что блаженны добровольно унижающие себя, потому что на небесах они будут возвышены». Отче, приходилось ли Вам унижать себя добровольно, и в каких случаях это допускается? Можно ли унижать себя в семейной жизни перед мужчиной?
– Что значит унижение? Мир понимает унижение иначе, нежели верующий человек. Когда мы уходим от конфликта, когда нас унижают и когда ругаются с нами, используя даже бранные слова, а мы уходим от конфликта и уклоняемся от него, миром это может быть воспринято как унижение себя, а на самом деле это сила. Что легче: вступить в брань и начать отвечать этому унижающему нас человеку или уклониться, подавить в себе раздражительность, злобу и уйти от этого, еще и благословить того, кто нас проклинает, как Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5: 44)? Что труднее сделать: простить или отомстить?
Что труднее сделать: простить или отомстить?
Может быть, добровольно смиряющийся, не желающий злом за зло воздать обидчику своему воспринимается миром как униженный. Но в нашем случае, в случае верующих, это не унижение – это огромная сила, которой Господь нас и учил.
А вот в семье вообще надо стремиться к согласию. Что значит унижать себя перед мужем? Значит, с ним соглашаться. Ведь как семья христианская строится? Жена должна подчиняться мужу своему, как Церковь – Христу. В свою очередь, муж должен относиться к жене, как Христос к Церкви. Христос настолько возлюбил человеческий род, что отдал за нас жизнь Свою, пострадал за нас, пролил кровь, искупил человеческий грех, взял на Себя это тяжелое бремя. А если начинается семейная тирания, то, наверное, нужно обратиться в соответствующие органы, которые могут навести порядок. Семейного насилия в христианской семье не должно быть, да и вообще его не должно быть. Не надо ложного смирения: муж мой меня колошматит, колошматит моих детей и угрожает убить, но я буду смиряться – тут надо сообщить куда надо и вообще уйти от такого супруга. Церковь к разводу относится негативно, потому что пытается созидать, но не разрушать. Но в тех случаях, когда лучше развестись, Церковь дает разрешение на развод. Измена либо насилие в семье тоже могут быть причинами для развода. Все ситуации обсуждаемы, все нюансы нужно рассматривать. Вы не найдете единого рецепта для ситуаций в семейной жизни, это все в частном порядке.
– Почему не проходит душевная боль после покаяния? Регулярно исповедуюсь и причащаюсь.
– Я могу сделать только несколько предположений, почему не проходит боль. Либо, может, психологически человек не совсем здоров, он занимается таким излишним самоукорением, он проявляет маловерие в том, что Бог, может быть, его не простил. Но Господь постоянно нам говорит о милости, о любви, даже рассказал нам притчу о блудном сыне, который предал своего отца, а отец все равно не отвернулся от него. Нужно поверить в милосердие Божие, в то, что Господь отпустил этот грех и жить спокойно, совершенствуясь в вере, в христианской жизни, становиться лучше и лучше.
Нужно поверить в милосердие Божие
Может быть и другое предположение, что человек не оставил этого греха, и каждый раз приносит его на исповедь, и страдает в большей степени от регулярного совершения этих нехороших поступков. И тогда не приходит какое-то успокоение. Либо он впадает в уныние – это вторая ловушка после согрешения. После того, как человек согрешил, ему бы обратиться к Богу и восстановить отношения с Ним. Как было Адамом и Евой? Ведь Бог не сразу изгнал их из рая, Он наводящими вопросами пытался привести их к покаянию. Им нужно было просто сказать: «Отец Небесный, прости, согрешили, нарушили Твою заповедь». Неужели Бог бы не простил? Простил, и после исповеди грех перестал бы действовать.
Может быть, человек, который не находит себе места после исповеди, постоянно впадает в искушение уныния и печали. А это не такое уж и безопасное состояние для верующего человека. Оно может довести человека даже до суицида, потому что человек постоянно находится в унынии.
Постоянно боритесь и спасетесь. Некогда нам унывать, некогда нам рук опускать, нам всегда нужно пребывать в бдительности и духовной борьбе за свою душу. Восстанавливайте отношения с Богом через покаяние и не ждите субботы, чтобы принести покаяние на исповеди перед иконой, перед священником, но по факту совершения греха сразу же обращайтесь к Богу со словами раскаяния. А потом, в первый удобный момент, приносите это на исповедь.
– «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5: 16). Как радоваться, если обстоятельства нерадостные бывают?
– Я думаю, что в тяжелою минуту, и не только в тяжелою, нужно всегда обращаться к Богу. И радость, которую вы рано ли поздно почувствуете, Господь вам дарует даже в тяжелое какое-то мгновение.
– Святой преподобный Аристоклий Афонский говорил, что перед причастием надо поститься два дня, но я слышала от священников, что в субботу поста нет. Если хочешь причащаться в воскресенье, то как быть?
– Пост – это индивидуальная вещь. Действительно, тем людям, которые редко причащаются, – редким причастие считается тогда, когда человек причащается реже, чем раз в неделю – им нужно три дня поститься. Получается – четверг, пятница, суббота. Если человек хочет в воскресение причаститься, эти три дня он постится. Но тот человек, который регулярно подходит к причастию, еженедельно, по воскресным дням, либо более частое у него причастие, например, выпал какой-то двунадесятый праздник, тогда он может не поститься эти три дня, иначе у него Великий пост будет всегда. Поэтому мы, те христиане, которые причащаются регулярно по воскресным дням, постимся в среду и пятницу, а в субботу употребляем все, кроме вина и мяса: едим молочное, рыбное. Действительно, как такового поста в субботу нет, и в воскресенье причащаются. Есть такая традиция, в которой воспитывался я.
Опять же, это зависит от духовника, который, может, вам посоветует как-то по-другому к посту относиться.
– Можно ли работать в аптеке, ведь придется продавать абортивные средства?
– Работайте в аптеке. Наоборот, можно воспользоваться этой ситуацией и попробовать аккуратно, ювелирно, тонко, если позволяют обстоятельства, переубедить девушку, которая придет покупать такие препараты. Так можно принести большую пользу и как-то повлиять на перемену ума тех людей, которые к вам приходят. Почему бы и нет?
– С чем связано то, что в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи запрещается работать? С чем это поверье связано?
– Оно касается не только праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, оно касается воскресных дней, двунадесятых праздников, особых праздников для семьи. В эти дни не столько запрещается работать, просто нельзя отдавать работе приоритет. Нужно обязательно посетить храм, а также посвятить праздничный день деятельному христианству, например, посетить своих соседей, которые, может быть, в болезни пребывают, и мы можем помочь им по дому, приготовить пищу, убрать квартиру, провести с ними время.
Наш монастырь работает 24 часа в сутки. Даже в большие праздники у нас работает трапезная. Чтобы испечь пирожки, наши повара трудятся, работают, но при этом они могут прийти и причаститься во время богослужения. Так же и другие сотрудники монастыря, которые трудятся в подразделениях, которые должны работать даже по праздничным дням, как трапезная. Как говорит Христос: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12: 17).
– О себе расскажите, батюшка. Как пришли к вере? Кто Ваши родители, дедушки бабушки?
– Я из простой семьи, родился в Белгородской области, в городе Алексеевка. Мои родители работали на заводе, на вредном производстве. В 92-м году им пришлось из Белгородской области переехать во Владимирскую область. Переезд был неудачный, потому что выпал на нелегкое время перестройки. Родителям было тяжело, у них осталось двое детей на руках, все имущество было продано, а деньги находились на счетах в банках, но так как произошла деноминация рубля, то, по сути, не было ничего, все нули были срезаны. Это был огромный стресс для них, но они как-то нашли в себе силы выжить. Так остались они во Владимирской области, хотя тот населенный пункт, в котором они остановились, был перевалочным, они хотели дальше поехать, выбирая новое место жительства. В храм ходили редко, по большим праздникам, но молитва дома сохранялась всегда. Я очень часто видел отца читающим Евангелие, даже в тяжелое время его это очень сильно поддерживало. Мама у меня молилась тихонечко каждый вечер, стоя в святом углу. Это, наверное, тоже повлияло на мировоззрение, потому что пример горячо любимых родителей всегда очень благотворно влияет на детей.
В третьем классе я стал ходить в воскресную школу. У нас храм был другой, небольшой, сельский, в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором служил отец Виталий. Он взял меня в алтарь, я стал пономарить, помню этот день, как сейчас: зайдя в алтарь, он мне сразу сказал: «Вот престол, его трогать нельзя, жертвенник тоже трогать нельзя – это сакральные вещи. А так ходи, тут записочки читай, там кадильце подавай, со свечкой надо ходить». Особым праздником было для меня, когда отец Виталий благословил меня надеть стихарь, он был больше, чем я, но мне очень нравилось. После 9 класса я поступил в гимназию, которая только открылась. По Промыслу Божию, чисто случайно я узнал про ее существование. Не было у нас Интернета, телефоны были только домашние, и то не у всех в поселке, только у наших соседей, которым мы воспользовались после того, как какое-то небольшое объявление я увидел случайным образом. Поступил в гимназию, окончил ее. После гимназии поступил в Свято-Тихоновский гуманитарный университет, после Свято-Тихоновского – в семинарию Сретенскую, и остался здесь.
Иеромонах Лавр (Архипов)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (100) раз