Выбрать страницу

Ключ к дверям Царства Небесного

Ключ к дверям Царства Небесного

Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице.

Подобно тому как в Евангелии от Матфея Христос дал «новый закон» в начале Своего служения в Нагорной проповеди, так в Евангелии от Луки Он дает суть Своего учения в проповеди «на ровном месте». Христос обращается ко всем, не только к апостолам, тем не менее Его проповедь может быть услышана только Его учениками: «А Я говорю вам» — «вам, слушающим Меня».

Закон как человеческая мудрость с его простыми отношениями взаимности, должен быть превзойден учениками Христовыми. Закон и человеческая мудрость говорят: «Как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Христос утверждает, что в этом нет ничего особенного. Ученик Христов должен превзойти такие отношения: он должен войти в область благодати. Речь идет не только о том, чтобы давать, но отдавать себя другим, какими бы они ни были, — подобно Богу. В Евангелии от Иоанна сказано: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15, 12).

Окончание этой проповеди в Евангелии от Луки иное, чем в Евангелии от Матфея: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». В Евангелии от Матфея Спаситель завершает: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» (Мф. 5, 48). Снова и снова будем повторять, что милосердие — в сердце Евангелия от Луки: здесь оно становится равнозначным совершенству, то есть тому, что завершено. Милосердие — это «движущая сила» евангельской жизни, новый закон отношений между людьми. Теперь исключаются не только суд и осуждение. По существу вопрос стоит не о том, как изменить, исправить человека, а скорее о том, как его исцелить.

Милосердие — разумение сердца, умеющего видеть в других несчастье, немощь, которые часто из-за старых ран, могут их ожесточать, делать объективно злыми. «Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» (Зах. 7, 9). Хотим мы этого или не хотим, есть в человеческих отношениях одно определяющее явление — грех, и мы все в него заключены. Грешник — это больной человек, и потому, в конечном счете, несчастный, которому надо помочь. Несомненно, это нельзя воспринимать, как естественное состояние человека: это то, что мы получили и усвоили за отступление от Бога. Но милосердие Божие открывает надежду: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 32). Как говорит апостол Павел в Послании к Филлипийцам: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5) и как говорит Христос: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6, 40).

Апостол Павел говорит, как, идя путем веры, мы переходим от состояния чисто «плотского» к «духовному» во Христе Иисусе. Мы видим противопоставление двух Адамов. Человек восходит от земли (Адам означает «земной») навстречу Сыну Человеческому, сходящему с небес от Бога. Ученик Христов, крещеный человек, находится там, где встречаются два Адама. Рожденный по образу первого Адама, он начинает перерождаться по образу последнего. Чувствования, нравы Бога начинают становиться его чувствованиями и нравами. Он обретает дар относиться к себе и к другим людям, как Бог относится к Своим созданиям, в которых Он воплощается Своим Сыном, «перворожденным» среди них (Кол. 1, 15).

Евангелие от Луки показывает, что милосердие — это ключ к дверям Царства Небесного, стержень Евангелия. Оно раскрывается в сострадании, в бережном отношении к себе подобным, в прощении. Сердце милующее может радикально преобразовать человеческие существа и смысл их общения, оно может абсолютно изменить наш мир.

Совершенство остается нашим призванием, и мы, вне сомнения, всегда должны иметь его в виду. Но не будем убаюкивать себя иллюзиями на этот счет. Эти иллюзии часто рассеиваются и становятся разочарованием и отчаянием, в то время как милосердие несравненно более подходит к нашей ситуации в мире. Пусть не думает никто, что можно иметь этот дар от природы или приобрести его путем самосовершенствования. Подлинное милосердие — это огромная любовь к другим, огромная любовь к человеческому. И потому очень немногие люди оказываются способны к этому. Христиане не лучше других, но у них есть потрясающее основание любить своих ближних, и они могут черпать эту любовь из бесконечного источника любви. Узнав однажды, какой любовью Божественного милосердия они прощены, спасены, какой любовью они любимы, несмотря на свое недостоинство, они вступают на путь святости, то есть милосердия, совершенства. Может быть, и нам, крещеным тем же крещением, что и они, пришла пора стать немного более способными смотреть на других — на тех, кого мы называем врагами, — этим взглядом любви, который может разбудить, который может исцелить, который может спасти. «Отче, прости наши долги, как и мы прощаем должникам нашим».

Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия

Фото на заставке. Фрагмент / elnacional.com.py

Просмотрено (95) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы