Выбрать страницу

Несколько слов про любовь, или В чем разница между рассуждением и осуждением?

Несколько слов про любовь, или В чем разница между рассуждением и осуждением?

Вчера в евангельском воскресном чтении мы слушали Божье слово про любовь.

«И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:31–36).

Но как научиться любить? Господь дал нам эти две главные заповеди: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

Но как возлюбить ближнего своего, как самого себя? Нужно его понять с Божьей помощью. Как ты пытаешься понять себя: свои мысли, свои чувства, движения своей души. Точно так же понимай и его: пытайся понять его мысли, чувства, движения души, попытайся сделать их родными себе. И тем самым соединиться с ним. Уясни: перед тобой целая вселенная любви, святости, греха, боли, слез. И путешествие в этот космос сердца другого человека увлекательнее, чем путешествие по фантастическому Средиземноморью Толкина или на Марс через черные пустыни ледяного вакуума.

И твой космический корабль сердечного путешествия, твой метод познания другого человека – это рассуждение, основанное на заповедях Божиих. Грех человека не принимай, ненавидь его, а человека – жалей. Он болен грехом, как больны раком или коронавирусом. Жалей больного, потому что и ты болен тоже. И тебя кто-то пожалеет.

Метод театра переживания Станиславского. Ты не сыграешь характер персонажа, если не проникнешься к нему любовью. Даже самого отъявленного злодея. Если не увидишь в нем образ Божий и светлый луч добра Христова. Как говорила преподобномученица Елисавета: «Образ Божий нельзя в человеке уничтожить, его можно только замутить». И венценосная великая княгиня шла в криминальные страшные трущобы московской Хитровки, о которых столько ужасов написано, и пыталась привести к свету Божьему человеческие души, особенно детей.

Рассуждение отличается от осуждения тем, что первое замешано на любви, на милосердии, на стремлении помочь человеку. Осуждение базируется на грехе гордыни и ненависти. Вот в чем разница. Если ты злишься на человека, раздражаешься, обижаешься, ненавидишь – это осуждение. Но если пытаешься ему помочь и потому анализируешь, хочешь разобраться в его поступках, то ты рассуждаешь. На то нам и дан ум, писал митрополит Афанасий Лимассольский.

Попытайся понять человека. Удели ему время. И чем большее испытываешь отвращение, тем больше пытайся понять. С молитвой, конечно. С призыванием Святого Духа, чтобы Он Своим светлым крылом просветил твои сердце и разум.

Сергей Довлатов писал когда-то, что выше правды милосердие. И это действительно так. Потому что по правде Божией ни один человек не достоин жить. Но Всевышний Творец наш дарует жизнь каждому из нас – страшному грешнику, потому что любит нас и милосердствует. И ты свое сердце наполни милосердием. Когда-то великий греческий святой новейшего времени преподобный Паисий Святогорец говорил: любовь всегда должна быть с жертвенной мукой сердца. Любовью к людям нужно болеть.

Как в одном из рассказов Антона Павловича Чехова: отец пишет сыну письмо. Он сыном недоволен, ругает его, наставляет. А в конце письма не удерживается и прибавляет что-то типа «ты же не забывай надеть шерстяные носки, чтобы не замерзнуть». Любовь, которая выше всего.

Кутайте друг друга в свою любовь. Пусть ваши глаза, движения, поступки источают милосердие. Согреем друг друга своим теплом. Пусть Господь Бог, Который есть любовь, порадуется за нас!

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (104) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »