Выбрать страницу

Пастырские встречи. Литургия

Пастырские встречи. Литургия

Сколько людей, которые только начинают ходить в храм, жалуются, что не понимают смысла богослужений, не могут расслышать те или иные слова священника, им не всегда понятны духовные песнопения. Но пройдя этот первый этап, вооружившись литературой, новоначальные начинают интересовать уже более серьезными вещами: как хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы, что такое Евхаристический канон. Литургия действительно становится богослужением, без участия в котором христианин себя представить не может. И всё же есть вопросы, где очень нужна помощь батюшек. Иеромонах Лука (Ауле) на Пастырской встрече отвечает на вопросы о главном богослужении в Церкви.

– О чем молиться, когда происходит пресуществление Даров в алтаре? Как правильно делать земные поклоны, в какой момент Литургии?

– Что касается устава, возьмите пятый том святителя Игнатия Брянчанинова, там есть глава о поведении в храме, в монастырях. Но, как говорят, в чужой монастырь со своим уставом не идут, поэтому, когда вы присутствуете, допустим, у нас за богослужением, просто смотрите за всеми нашими прихожанами, как они себя ведут, и ничем от них не отличайтесь. Это будет лучше всего. Почему? Потому что как только вы начнете исполнять устав: тут я должен земной поклон сделать, а тут не должен, а эти не кладут, что это такое? Тут вас всегда подкорректируют, вам всегда вежливо скажут, что нужно, а что не нужно делать.

О чем молиться во время Литургии? В тот момент, когда диакон произносит ектении, он просит и вы в своем сердце просите то же самое, так же, как и все молящиеся. Если читается Евангелие, вы внимательно его слушаете. То же самое и когда поется, вы не отвлекаетесь в своих мыслях, а вникаете в слова, которые вы слышите, и, соответственно, принимаете их в свое сердце и ими двигаетесь. Но если что-то поется или читается неразборчиво, и вы не понимаете, то в этом случае вы можете спокойненько творить Иисусову молитву. Из храма нужно уходить, чтобы у вас была пища для размышлений, потому что богослужения в себе несут глубокий богословский смысл каждый день.

Вы не отвлекаетесь в своих мыслях, а вникаете в слова, которые вы слышите, и принимаете их в свое сердце

– В какие моменты на Литургии поминаем усопших? Уместно ли помолиться о ближних крещеных, но в церковь не ходящих на ектении об оглашенных?

– Молиться нужно о тех ближних, которые не ходят в храм, но на оглашенных не надо, потому что оглашенные – это те, кто еще не принял Крещение. И вы помните, есть такие слова: «Оглашенные, изыдите!», в этот момент, когда говорятся эти слова, раньше в храмах стояли специальные люди, которые выводили тех, кто еще не крещен. В какие моменты на Литургии поминаем усопших? На сугубой ектении об усопших, но в воскресный день на Литургии молиться об усопших не положено. В некоторых прошениях у нас есть, по-моему, на сугубой ектении прошения об усопших. Внимательно слушайте, и в тот момент вы можете перечислять ваших усопших.

– Что делать, если не можешь подойти ко Причастию? Нападает страх, сильное сердцебиение.

– Каждый, кто идет ко Святому Причастию, конечно же, готовится и, конечно же, должен исповедоваться у священника. Вот все эти страхи вы исповедуйте у священника, и, если священник вас разрешил от грехов и допустил ко Причастию, вы не должны смущаться ни одну секунду, а идти с благоговением причащаться и верить, что Господь милостив, что вы каетесь в своих грехах, Он вас простил и войдет в вас Своей святой Божественной благодатью.

Фото: monastery.ru

– Можно ли мирянину по собственному усмотрению добавлять к утреннему или вечернему правилу молитвы?

– Конечно можно. Сначала прочитайте молитвы все – и утренние, и вечерние, а потом, допустим, молитвы Оптинских старцев, или молитвы о детях, или какие-то сугубые прошения в молитвах, допустим, к святым. Почему же нельзя? Я знаю мирян, которые читают утренние молитвы, потом Евангелие и Апостол, читают три канона, читают Псалтирь, еще несколько молитв читают, практикуют Иисусову молитву с благословения духовника, поэтому там усиливается правило в разы. Это тоже в какой-то степени творчество, и к нему тоже всегда нужно подходить с рассуждением, советом, с благословением духовного отца. Вообще, любое свое правило, если вы в него что-то добавляете, мой вам совет – не поленитесь, попросите благословения своего духовного отца или священника, к которому вы ходите на исповедь чаще всего.

Внимание – это первый дар человеку, который дается ему в молитве

– Отец Лука, вместо Иисусовой молитвы я целый день читаю «Богородице Дево, радуйся», а правильно ли это?

– Это молитва Матери Божией, которая вымаливает нас у Сына Своего, вымаливает и милует нас. Поэтому она тоже имеет огромное значение в нашей жизни. Но всё-таки, понимаете, мы должны приносить покаяние Господу о наших грехах и молиться Матери Божией. Поэтому я вам скажу, что заменять полностью «Богородице Дево, радуйся» возможно с благословения ваших духовных отцов, как они на это смотрят. Если вы лично меня спросите, то я вам скажу, что давайте так: утренние и вечерние молитвы читайте обязательно, читайте главу из Евангелия, обязательно читайте хотя бы несколько глав из святоотеческих творений святых отцов в день. Конечно, хотя бы несколько псалмов и, скажем, 10–15 молитв «Богородице Дево, радуйся» прочитайте. Если бы вы меня спросили, я бы такое молитвенное правило и составил. Почему? Потому что у нас база теории, на которой мы должны строить нашу жизнь, – это наше покаяние пред Богом и это наши молитвы Господу, скажем, в пределах утренних и вечерних молитв, где у нас есть все основные прошения для нашей жизни, и главное ко всему этому – внимание в молитвах. Акцентируйте особое внимание на внимании в молитве. Внимание – это первый дар человеку, который дается ему в молитве. Без внимания движения никакого не будет. Рассеянная молитва порой приводит к непонятным плодам.

Утренние и вечерние молитвы читайте обязательно, читайте главу из Евангелия, обязательно читайте хотя бы несколько глав в день из святоотеческих творений

– Допустимо ли во время Литургии после Исповеди читать последование ко Святому Причащению?

– Очень хороший вопрос. Какие-то другие молитвы читать, помимо тех, что произносятся на богослужении, не положено, потому что есть общее моление Церкви к Богу и есть определенное чинопоследование и устав. Менять этот устав мы не можем. Но есть некоторое такое послабление по немощи людей, когда, допустим, священник исповедует человека и спрашивает у него: «Вы готовы к Причастию? Вы постились? Вы молились?» Допустим, он говорит: «Да, я попостился, утренние молитвы почитал, и всё». Тогда священник может ему напомнить, что необходимо прочитать специальные молитвы. В таком случае мы разрешаем отойти в стороночку и никому не мешая, про себя, потихонечку прочитать эти молитвы. Но мы не благословляем делать это систематически. Молитвы надо всегда читать дома благоговейно. Канон ко Святому Причастию и молитвы ко Святому Причащению, три канона с акафистом и последования – на все это уходит около часа, может быть, около полутора. В свое время мы вопрос поднимали, как готовиться ко Причастию и можно ли опустить подобные молитвы? И отец Иоанн (Крестьянкин) покачал головой и сказал, что за всю свою жизнь, сколько он причащался, он пропустил правила ко Святому Причастию только один раз, когда его утром отвели на допрос в соответствующие органы. И в случае этого он не смог прочитать правила и служил без правила. Святые молитвы – это наше движение, это наш капитал духовный, это Божественная благодать. Она всегда имеет сестер, и если вы начали одну добродетель, то она не замедлит привести еще несколько сестер-добродетелей. Также и страсть: когда вы пустили в себя одну страсть, она не замедлит привести сестер, и, если вы не радеете в молитве, вы будете нерадеть и в остальных добродетелях, и вы дойдете до того, что у вас будет полная беспечность в жизни духовной. Вы помните о том, что говорили святые отцы про страшный грех Иуды? Они говорили, что Иуда довел себя до этого беспечностью в духовной жизни.

Фото: monastery.ru

– Отец Лука, можно молитвы ко Причащению слушать в аудиозаписи?

– Скажу так: «Рассуждайте». В общем-то, можно. Но давайте так: есть больные люди, скажем, с больным зрением или по немощам своим не могут встать на молитву, или, допустим, вы находитесь в путешествии, или, то же самое, вы едете где-то в транспорте и у вас не было времени – да, допускается включить аудиозапись и послушать молитвы ко Причастию. Но если у вас нет таких веских причин, то мой вам совет – берите молитвослов, пока у вас есть здоровье, трудитесь, потому что существует еще вопрос подготовки к молитве, и в том числе физического тела, когда тело мы утруждаем в молитве. А как утруждаем? Поклонами, просто стоянием на молитве. Когда мы смотрим на текст, думаю, эффект будет больше. В общем, это можно делать, но, если это возможно, ограничьте это тем, что у вас на данный момент не было возможности такой помолиться – послушали. А если есть такая возможность, берите молитвословы, не ленитесь, читайте по ним, это всегда вам зачтется в работу и вашего тела.

Берите молитвословы, не ленитесь, читайте по ним, это всегда вам зачтется

– Как стяжать смирение? Правда ли, что это есть важнейшая добродетель?

– Смирение – это основание духовной жизни, Бог гордым противится, а смиренным дарует благодать (Иак. 4: 6). Это всегда помните и этим всегда двигайтесь и живите. Потому что смирение – это есть та добродетель, на которой можно строить свою духовную жизнь. Если у вас нет смирения и вы начинаете брать на себя добродетели, особенно начинающие, то приходит недомогание. Во всем должно быть рассуждение и своя мера, и смирение – это начало начал. Но вот как стяжать смирение? Одного старца спросили как-то о добродетели смирения, и он ответил, что добродетель смирения невозможно описать и рассказать, и тем более привести примеры, как ее стяжать. Но он взял и показал это на примере профессионального сапожника, который прекрасно и красиво выполняет свою работу. И когда на нее люди смотрят, удивляются, каким образом у него так всё ловко и красиво получается. А когда его спрашивают об этом, он отвечает, что это годы работы – через это стяжается навык и получается такая красота. То же самое и в смирении. Здесь не приведешь каких-то конкретных пунктов, как можно человеку приобрести эту добродетель. Здесь просто нужно жить, трудиться и, главное, исполнять евангельские заповеди, потому что именно от них, от того, как вы их понимаете и как вы их исполняете, проистекают добродетели и добродетельная жизнь в вас. Смирение можно рассмотреть в двух направлениях: одно направление – это к Богу смирение, а второе направление – это смирение к нашим ближним. К Богу направление в чем заключается? В том, что мы сознаем, что мы люди грешные и что ничего без Его помощи в духовной жизни сделать не сможем, в том числе и покаяться. Многие из вас уже на своем опыте увидели, что когда вы пришли в Церковь, как вам было радостно, весело, как вы трудились и днями и ночами молились, и всё было вам хорошо. А потом прошло какое-то время и вам стало тяжелее, потом еще тяжелее, потом еще тяжелее. Так Бог научает человека, чтобы пришел в определенную степень смирения и познания Его. К Богу смирение заключается в том, что человек после любой добродетели сознает, что он не своими силами это сделал, а Божественной благодатью, действующей в нем, у него получилось. А от себя человек должен добавить, что мы, рабы Твои, сделали то, что должны были сделать, и прости нас. Если мы себя укоряем – это первая защита от тщеславия и сохранение Божественной благодати. Если у нас нет, как называют святые отцы, молитвы укорения, то не замедлит в нас развиваться тщеславие, через которое приходит гордость. Из этой добродетели нашего укорения пред Богом и сознания того, что без Него мы никто и ничто, мы учимся всегда благодарить Господа, а благодарение – это тоже есть добродетель, которая есть тоже признак смирения нашего.

И второе – это то, что мы себя сознаем грешнее наших ближних. Когда мы слышим молитву: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от нихже первый (или первая) есмь аз», пожалуйста, внимайте этим словам, и вы всё поймете. «От нихже первый есмь аз» – это значит, самый грешный человек я из вокруг стоящих меня. Мы это с вами очень часто забываем, что мы люди грешные. И мы должны приступать к Святым Тайнам с покаянным духом. Преподобный Серафим Саровский так и говорил: «Как бы не был грешен человек, лишь бы он причащался почаще и приступал к Святым Тайнам с сокрушенным духом и сознанием себя греховным и немощным человеком. И как бы он грешен не был, потихонечку очиститься и спасется». «А кто не причащается – не вем», – так говорил батюшка Серафим Саровский. То есть в отношении к нашим ближним мы должны понимать, что мы грешнее их. Соответственно, после этого рождается добродетель. Мы перестаем автоматически судить этих людей. Поэтому, если мы на таком фундаменте и рассуждении будем строить нашу духовную жизнь, мы обречены на успех.

Фото: monastery.ru

– Можно ли возгревать в себе чувство любви и желания послужить Богу? Святые отцы говорят, что ни холодный, ни горячий – теплохладный – будет отвержен Богом.

– Такой вопрос интересный. А как вы будете возгревать? Евангелие исполняйте, евангельские заповеди – это и есть наше возгревание. Евангельские заповеди – это основание оснований. Вы начните с самого малого – возьмите 5 главу от Матфея, где начинается Нагорная проповедь, и эти заповеди блаженства внимательнейшим образом по святым отцам изучите. А лучше всего возьмите каждую заповедь блаженства и напишите по ней сочинение небольшое, скажем, там на 2–3 листа формата А4, чтобы разобраться в каждой. Это уже вам будет огромный фундамент для того, что нам необходимо делать и как жить по евангельским заповедям. Мы должны носить в своем сердце, в своем уме, смотреть на жизнь сквозь призму этих заповедей и так жить. Как говорил батюшка Серафим Саровский, «ум человека должен плавать в евангельских заповедях», настолько он должен жить Евангелием.

– Что посоветуете почитать для утешения души? Псалтирь и Евангелие, а что еще можно почитать о молитве?

– Одно из сильнейших средств, которое действительно душу утешает и действительно помогает выйти из состояния печали, уныния, – это Псалтирь. Вы можете, как меня тоже учили в свое время, когда читаете, не понимать, но бесы понимают, как мне это говорили.

Конечно, читайте святых отцов. Одним из моих первых произведений, которое я прочитал и которым я действительно очень утешался, был труд святителя Игнатия Брянчанинова, я тогда только приехал в монастырь, а мне тогда было очень тяжело. Я приходил на службу и слушал шестопсалмие. Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его (Пс. 3: 2). Эти слова я запомнил наизусть, и когда мне уныло, я вспоминал это, даже не зная, что это такое. Я начинал это читать, и сразу так хорошо становилось, радостно, я думал: «Вот это сила!»

– Кого из святых людей Вы встречали? Как достичь святости?

– Больше половины своей жизни я прослужил Богу и немало на своем пути повстречал святых людей. Вы говорите: «Встречали ли Вы святых?», – вот вы причастились, вы сейчас все святые. Если говорить о духовных отцах или старцах, которые вне всяких сомнений святые, потому что в Божественной благодати пребывают неотступно, то на моем пути было несколько таких встреч удивительных. Однажды мы были в Печорах с владыкой Тихоном, нас благословил старец Иоанн (Крестьянкин), это было буквально несколько секунд. Он вышел, прошел, подошел к нам, а он должен был уезжать, это было рано утром, мы выстроились в строй. Он подошел к каждому, каждого посмотрел, обнял, благословил. Конечно, это незабываемые минуты были в моей жизни.

Когда я был на Афоне, мы практически беседовали со всеми наместниками всех двадцати монастырей Афона и задали такой вопрос: «Почему у вас прославляют афонитов так мало?» И они ответили, что если прославлять, то тогда уже всех, потому что подвиг несут все, и кто из нас выше, а кто ниже… когда все идут на молитву, ночами и днями молятся, работают и подвижничают – все святые.

Иеромонах Лука (Ауле)
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (173) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского

Игумен Иов (в миру Иван Иванович Железо, в схиме Иоанн; ок. 1551, Коломыя — 28 октября 1651, Почаев) — почаевский преподобный. Он был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия... далее

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница

Одной из славных исповедниц Христовых была святая великомученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »