Выбрать страницу

Любовь к Богу и ненависть к греху

Любовь к Богу и ненависть к греху

Любовью Божией озаряется мир. Искоренение грехов – большой шаг на пути к ней.

Каждый день с Богом

Каждый день стоит начинать с мыслей, обращенных к Богу. Только проснувшись, мы должны поблагодарить Бога за то, что ночь прошла тихо и мирно, за то, что начался новый день.

Перед тем, как отправиться на работу или собрать детей в школу, главное – зажечь перед иконами лампаду и помолиться Богу. Выходя за порог дома или приступая к работе, мы должны первым делом обратиться к Богу с просьбой сохранить и уберечь нас. Также нужно просить у Господа помощи в том, чтобы каждый день мы жили по Его заповедям.

Когда каждый день проходит в молитве, в сердце царит мир и мы готовы нести свет Христов в мир, тогда вся жизнь озаряется радостью и любовью.

Взять в воскресенье выходной

Пусть никто, по нерадению или всегдашней заботе о земном, не оставляет сих воскресных, священных и от Бога преданных собраний, чтобы не случилось быть справедливо оставленным Богом… Если бы однажды и случилось, будучи чрезмерно занятым, ему не прийти, то пусть после уже воздаст долг, принося себя Христовой Церкви, чтобы не остаться ему неключиму; душою болезнуя неверием, сказывающимся в делах или словах, и, однако, не приходя во врачебницу Христову и не допуская священное лечение.

Святитель Григорий Палама

Наверное, у каждого бывает так, что вдруг начинали ходить в храм реже. То дом, то работа, жизнь как нескончаемая суета, и мы будто понимаем, что непомерно устали. Жизнь действительно стала очень быстрой, порой кажется, что в сутках не хватает часов, и неудивительно, что многие убеждают себя в том, что от воскресной службы можно отдохнуть, и легко ее пропускают.

Святитель Григорий Палама настаивает, что так поступать недопустимо. Пропуски воскресных Литургий он именует «нерадением», ленью. Более того, великий отец Церкви отмечает, что из-за нерадения мы можем впасть в неверие, потому что, не приходя в лечебницу Христову, не допускаем священное лечение.

Из-за нерадения мы можем впасть в неверие, и не приходя в лечебницу Христову, не допускаем священное лечение

Покаяние и изменение сердца

Важность регулярной исповеди переоценить нельзя. Большинству из нас удобнее не думать о своих грехах, недостатках, ошибках, многие не хотят видеть в себе ничего плохого, вполне довольны собой. Мы часто создаем какой-то образ себя, хвалимся достижениями, притворяемся смиренными. Среди друзей и коллег мы стараемся поддерживать хорошую репутацию, отказываемся внимательнее следить за своим поведением и привычками, которые необходимо менять.

Фото: monastery.ru

Если мы желаем исправиться, измениться, то лучше всего нам в этом поможет регулярная исповедь: в лице духовника, с которым часто видимся и беседуем, у нас есть прекрасный союзник, он видит грехи и недостатки, которые мы сами предпочитаем не замечать. Регулярно исповедуясь, мы сможем сосредоточиться на искоренении грехов, которые сделались привычкой, и под действием благодати Божией сердце преобразится.

Регулярно исповедуясь, мы сможем сосредоточиться на искоренении грехов, которые сделались привычкой

Так мы будем всегда жить в покаянии и с Богом. Ведь сердце меняется, только если оно непрестанно помнит о Боге. Блаженный Диадох, епископ Фотикии, писал: «Очень немного таких, которые точно знают все свои падения и которых ум никогда не отторгается от памятования о Боге».

Сердце меняется, только если оно непрестанно помнит о Боге

Первый из грешников

Как нам, христианам, относиться к тем, кто не живет по евангельским заповедям? Все мы лишились благодати Божией, стоит привести на память слова апостола Павла: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15).

Когда мы перед принятием Христовых Таин произносим слова «спасти грешников, из которых первый я», нужно действительно считать себя величайшим из грешников. Если мы следим исключительно за недостатками ближнего, то не видим своих. Видим сучок в глазе брата, а в своем не замечаем бревна.

Когда мы взираем только на свою греховную природу, на свои грехи, Господь нас милует. И мы учимся миловать других. Когда в сердце Христос, у нас есть силы, в нас достаточно благодати, чтобы возлюбить величайшего из грешников. Ведь известно, что Господь любит нас не потому, что мы хорошие или исполняем Его заповеди. Он любит нас потому, что по Своей природе Он сама любовь. И когда Он обитает в наших сердцах, в них изобилует любовь.

Когда мы взираем только на свою греховную природу, на свои грехи, Господь нас милует

Мы, христиане, должны молиться о заблудших, чтобы они исправились и встали на путь покаяния. В этом заключается наша любовь. Я верю в это всем сердцем.

Фото: monastery.ru

Покаяние: смиряясь перед ближним

Если мы думаем, что сможем сами, без помощи ближних, увидеть, понять и исцелить свои духовные недуги, то это явный признак того, что мы находимся в плену прелести и иллюзий. Всякий, кто считает, что сможет в одиночку справиться со своим пороками и грехами, отлучает себя от Церкви и обречен. Мы спасаемся только вместе с ближним: согласно христианскому вероучению, человек не может спастись сам, но спасается благодаря общинной природе Церкви. Установленное Господом таинство Покаяния – явное свидетельство библейской истины о том, что без Церкви нам не спастись.

Каясь, исповедуясь, мы не просто сожалеем о прошлых ошибках, но признаем, что наша природа помрачена грехом: грех отдалил нас от Бога, мы предоставлены сами себе, лишены благодати Божией и настоящей свободы. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9).

Таинство Покаяния бесценно, потому что оно – лекарство от духовных недугов. Цель христианской жизни заключается в обожении, уподоблении Господу Иисусу Христу, поэтому борьба с ветхой, греховной природой должна начинаться с борьбы с эгоизмом и гордостью. Мы исповедуемся в грехах, смиряясь перед священником, нашу исповедь принимает не только Христос. Господь нас слышит, потому что мы смиряемся, обнажаем сердце перед другим человеком. Итак, об установлении таинства Покаяния нам повествует Священное Писание – Господь Иисус Христос дает Своим ученикам и их последователям власть оставлять грехи кающимся, апостол Иаков заповедует нам исповедоваться друг другу (см.: Иак. 5: 16). Благодаря нашим ближним, мы приобретаем смирение и таинственным образом соединяемся со Христом.

Мы исправляемся понемногу

Часто мы бываем собой крайне недовольны, хотим исправить в себе то, что не нравится, но чувствуем, что неспособны. Неделя за неделей мы каемся перед духовником в одном и том же, пожалуй, он уже может произнести всю нашу исповедь за нас. Почему мы раз за разом совершаем одни и те же грехи? Объяснить это очень просто: со страстями мы не боремся и измениться не стремимся.

Люди, привыкшие приукрашать правду, знают о своем грехе, но привычка укоренилась в нас так прочно, что они врут, сами того не замечая, и согрешают. Любители поесть каждый раз дают себе слово, что будут худеть, но не делают ни малейшего усилия над собой, чтобы выбросить оставшийся в холодильнике торт, который им так хотелось съесть минувшей ночью. Бывает, такие люди смотрят телевизор, вдруг приходит мысль, что остался кусочек торта, они идут и его съедают. На следующий день, как по волшебству, перед ними на тарелочке лежит еще один кусочек лакомства.

Мы становимся вечными рабами своих вредных привычек, и, кажется, что-либо изменить невозможно. Но когда начнем делать над собой усилие, то заметим, что понемногу, постепенно многолетние привычки удается преодолевать. Вместо того чтобы себя изводить каждый раз как сорвемся, лучше маленькими шагами идти к своей цели, понемногу, и со временем мы увидим прогресс.

Съеденный кусочек торта станет действительно последним, потому мы больше не будем заходить в кондитерский отдел. Попробуем хотя бы полдня не обманывать и скоро увидим, что в этом грехе больше не нужно каяться. Постепенно нам удастся избавиться от своих пагубных пристрастий.

Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Чтобы человеку исправить себя, не надо вдруг налегать, а как тянуть барку: тяни-тяни-тяни, отдай-отдай! – не всё вдруг, а понемногу. Знаешь рожон на корабле? Это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля, и если тянут за него, то потихоньку и всё тянется, а если взять сразу, то всё испортишь от потрясения».

Фото: monastery.ru

Когда утаиваем грехи

Некоторые из смущения, стеснения или стыда не решаются рассказать священнику о своих грехах. Одна женщина поделилась со мной, что содрогается при мысли, что ей придется рассказать о своей греховной жизни какому-то мужчине, переживает, что он, священник, о ней подумает, услышав ее исповедь. (Стоит заметить, что женщина может исповедаться своей духовной матери, а потом священник с благословения духовной матери прочтет разрешительную молитву, такая практика распространена в женских монастырях.)

Я служу в священном сане уже более тридцати лет и должен сказать, что нет такого греха, о котором мне не доводилось слышать. Многие рассказывали мне такое, от чего я приходил в ужас. Души человеческие похожи. Но слушая истории этих людей, я испытывал лишь радость. Радовался их искреннему покаянию. Радостно видеть, как с души человека спадает бремя вины и стыда, как из глаз льются слезы настоящего покаяния. Поэтому боящиеся открыть душу перед священником лишают себя этой радости – свободы от гнета вины и стыда.

Священник никогда не думает о кающемся плохо, всякий священник за него только радуется, ведь в таинстве Исповеди человек освободился от греха. Как и кающийся, священник своими глазами видит милость Божию и сам воспаряет духом, ведь и мы, священники, нуждаемся в Его поддержке, милости, прощении.

Мы сами впускаем в свою жизнь страсти и греховные привычки, потому что не исповедуем их. Мы страдаем от ран и язв, потому что отказываемся от лекарства. Самарянка у колодца увидела Христово милосердие. И мы, когда стоим перед священником на Исповеди, подобны этой самарянке: священник, свидетель перед Богом, тут же разрешает все наши грехи.

Дисциплина в духовной жизни

Порой нам хочется отдохнуть, расслабиться, но на самом деле за таким желанием скрываются праздность, бесчувствие и лукавство, они овладевают душой, словно ослепляют ее. Мы отказываемся работать над собой, над своим спасением, теряем бдительность и поддаемся самонадеянности. Кроме тебя в твоей душе разобраться никто не сможет, только ты можешь себя собрать, дисциплинировать и сделать духовную жизнь более упорядоченной. Нужно поговорить с самим собой и прийти к какому-то решению, найти выход, иначе скоро тобой овладеет грех, который погасит внутренний свет – сияющий в душе свет Христов.

Расслабленность и самодовольство в духовной жизни порождают страх. Любые изменения начинаются с души. И если постараться раскрыть глаза и увидеть настоящими себя, можно заметить, что еще есть ближние.

Эта задача не только для монахов или священников, она и для тебя. Только ты должен бороться со своим нерадением к работе над собой, над изменением себя и спасением. В противном случае, ты потянешь за собой ближних.

Игумен Трифон (Парсонс)
Перевела с английского Мария Лицман
Из книги The Morning Offering
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (90) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы