Притча о богаче и Лазаре
Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 20-ю по Пятидесятнице.
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Евангелие от Луки 16 глава 19-31 стихи
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, братья и сестры, Вы слышали притчу о богаче и Лазаре. Само по себе это иносказание — уже уникальный текст, так как содержит в себе рассказ о посмертной участи человека. Все дело в том, что Священное Писание Ветхого Завета утверждает смертность человека и на этом все — больше никаких подробностей. Человек умирает, но что с ним дальше Ветхий Завет практически ничего не говорит. Религиозные традиции иных народов: египтян, персов и греков, содержали очень подробное изложение дальнейшей судьбы человека после его смерти, с описанием структуры царства мертвых и чуть ли не путеводителей по нему. Достаточно посмотреть так называемые книги мертвых, имеющиеся в древних религиях.
Ветхозаветная традиция, как уже говорилось, иная. Она утверждает, что все люди смертны. И грешники, и праведники сходят в место, которое по-еврейски именуется шеол. Как так, спросим мы, что праведники и грешники находились в шеоле? Почему так? Потому, братья и сестры, что, несмотря на личную праведность таких людей как Авраам, Исаак и Иаков, род человеческий в ветхозаветные времена был под властью Адамова греха. Личная святость была доступна, но она не давала освобождения и спасения, пока не пришел Искупитель мира Господь Иисус Христос.
И вот сегодняшняя притча нарушает это молчание Ветхого Завета и приоткрывает, что даже посмертная участь людей, живших до пришествия в мир Спасителя нашего, все же включала в себя разные состояния. И хотя лоно Авраама не было раем в том смысле, какой мы привыкли вкладывать в это понятие, все же это было место отсутствия страданий, в котором праведные души ожидали свершения обетований о пришествии в мир Спасителя. Однако, смысл притчи, конечно, не в том, чтобы показать различные состояние праведников и грешников, а в том, чтобы указать какой путь приводит к спасению, а какой, наоборот, к погибели. Потому притча изначально показывает двух людей, живущих своей жизнью. У этих людей — богача и Лазаря — нет ничего общего. Один одевается в одежду из дорогих тканей, другой — в лохмотья, один услаждается обильной пищей, другой — голодает и есть крохи. Ничего их не связывает — ничего кроме места. Они живут рядом. Только один в роскошном дворце, а другой рядом на улице.
Обратим внимание, братья и сестры, на еще одну важную деталь этой притчи. Мы увидим, что образ богача передается через те великие блага, которыми он обладает, но имя его не названо. А имя нищего указано, он —Лазарь. Это не случайность. Священное Писание говорит: «Доброе имя лучше большого богатства» (Притч. 22:1). Но у богача нет доброго имени, у него есть только большое богатство. Он настолько отождествил себя со своим богатством, упивается им и отождествляет себя с этим богатством. И наименование его в притче словом «богач», есть ни что иное как указание, что это как бы и есть его имя. Он — богач. Это его суть, его нутро. Он радуется, когда его называют богачом, он счастлив, когда, определяя его положение, окружающие говорят одно многозначительное слово — богач. В собрании его все слушают как величайшего мудреца: «Заговорил богатый, — и все замолчали и превознесли речь его до облаков» (Сир. 14:28). Да и сам он воображает, что мудрее всех людей: «Человек богатый — мудрец в глазах своих» (Прит.28:11).
Но в этой своей лжемудрости, в уповании на богатства, богач забывает Бога. И как результат — сам утрачивает человеческие черты. Обычные человеческие качества, такие как сострадание, доброта, милосердие, сочувствие ему уже не ведомы. Богач забыл Бога и потому утратил свое человеческое имя. Именно поэтому в притче его имя не названо, потому что для него самого это не важно. Он — богач, всесильный и счастливый прожигатель жизни, который: «каждый день пиршествовал блистательно», как повествует нам Евангелие (Лк. 16:19). Но всему в этом мире приходит конец. Какие бы не были богатства, сила, положение — все это закончится, потому что «Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет» (Пс. 102:15). И как сказал поэт: «Вот так же отцветем и мы; И отшумим, как гости сада… ». Пришло время отшуметь и богачу, и время пришло для окончания страданий Лазаря. Оба они — богач и нищий — отправляются в путь всей земли, как и сказано в Писании: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).
И во второй части притчи мы видим уже посмертную участь богача и Лазаря. Обратим свое внимание, братья и сестры, на важную деталь этого евангельского повествования. Когда описывается земная жизнь, то сначала говорится о богаче, а потом о Лазаре. Когда же повествование переходит к загробной жизни, то смерть и участь богача и Лазаря идут в обратном порядке: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16:22). И, конечно, такой порядок притчи — это также не случайность, но указание, что в загробном мире положение богача и Лазаря как бы переворачивается. Лазарь теперь в лоне Авраама, а богач в месте мучений.
Почему же, спросим мы, богач попал в ад? Неужели только потому, что он богатый? Конечно же нет.
Вспомним, что и Авраам был богат, и многие иные святые и праведники, упомянутые в Писании. И эти праведники воспринимали свое богатство как благословение Божие, а значит видели великую ответственность в обладании богатством. Не за богатство наказан богач. И даже не за свою любовь к пиршествам, ведь понятное дело, что стол богатого и бедного будет отличаться. Богач осужден за идолослужение. Да, именно идолосужение. Богатство стало для него богом, которому он поклоняется, и на которого надеется. А сам он, «богач», — служитель культа богатства. Как уже говорилось, его человеческое имя не упомянуто, да и зачем оно ему? Его зовут и определяют не по человеческому имении, а по нарицательному и даже символическому — богач. И в этом своем помутнении богач забывает Бога Живого (Дан. 14:25), Которому и следовало поклоняться и благодарить за полученное благословение. Богач жил как будто он бессмертный и потому не спешил делать добро. Прямо у него под дворцом лежал годами тот, кто мог бы ему, богачу, помочь приобрести спасение. Но богач проявляет себя не только как идолопоклонник, но как бессердечный, жестокий человек. Таким образом, за идолосужение богатству и забвение Бога истинного, а также за жестокосердие богач отдается на мучения.
За что же спасен нищий Лазарь? Разве просто за свою нищету? Конечно же, нет.
Богатство само по себе не губит, и нищета сама по себе не спасает. Все решает отношение к ним. Лазарь в нищете проявляет терпение, смирение, кротость. Он мог бы озлобиться, и даже допустить богохульные мысли, но он этого не делает. Несмотря на поистине катастрофическую свою нищету, на неприглядность его внешнего вида и на страдания, он живет как праведник, ибо в Господе приобретает себе утешение.
Дальнейшее повествование притчи показывает нам своеобразный диалог между находящимся в аду богачом, с одной стороны, и ветхозаветным патриархом Авраамом, с другой. Богач, находящийся в пламене мучений, просит помиловать его и хотя бы немного облегчить его страдания. Но слышит в ответ от праведного Авраама: «между нами и вами утверждена великая пропасть» (Лк. 16:25). Великая пропасть, братья и сестры, это не расстояние десятков или сотен километров. Пропасть, о которой идет речь, — это состояние души, определяющей пребывание в раю или в аду. И это снова поднимает тему существования ада.
Часто можно услышать обвинение в наш адрес: «вот у вас в Церкви пугают адом» или такое «неужели за какое-то количество проступков человек попадает в ад на вечные мучения? Разве это справедливо?!»
Братья и сестры, Бог не судит людей с точки зрения какой-то нравственной бухгалтерии: такой-то сделал столько праведных дел, поэтому он в рай, а такой-то не сделал нужно количества, поэтому ему в ад. У одного 25 хороших дел, у другого — 45, у того 30 грехов, а у того — 75. Такое представление недостойно Великого Бога и Спасителя нашего! Бог — Сердцеведец, знающий помышления и намерения человеческие. Сам Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис. 55:8). Бог не просто видит поступки человека, но и видит основания и мотивы такого поступка. Мы часто принимаем злое за доброе, и, наоборот, доброе за злое. Но Господь все видит и все знает, потому и «Суды Господни истина, все праведны» (Пс. 18:10). Не по количеству дел добрых или злых осуждается, или оправдывается человек, но за внутреннее, духовное, свое состояние: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» (Мк. 7:21).
Господь смотрит на сердце человека: с кем хочет быть человек, что было его радостью во время земной жизни, к чему он стремился, чего хотел, любил или наоборот всю жизнь ненавидел кого-то? Если человек стремился быть непорочным, не делать зла, делать добро, любить и милосердствовать (ср. Пс. 118:1), то такой человек и после смерти будет с Господом, ибо сердце его открыто для источника всякого добра — Бога. А если же человек всю жизнь культивировал только худшее в себе, то, конечно, и после смерти будет с теми же злыми желаниями и помыслами, которые будут его непрестанно съедать изнутри червем неумирающим и огнем неугасающим (ср. Мк. 9:44). Ад является как бы естественной средой обитания для злого человека. Даже если поместить злого человека в рай — он превратит его в ад. Сколько примеров подобного в человеческой истории, когда человек находил, казалось бы, райское место, землю обетованную, и в несколько поколений превращал ее в пустыню и место греха. Не за порфиру и виссон, не за количество съеденных блюд попадает богач в ад, а за внутреннее свое состояние: жадность, бессердечность, идолослужение.
Наконец, в заключительной части притчи богач говорит Аврааму: «У меня пять братьев; пошли хотя бы к ним Лазаря, чтобы они, увидев его, покаялись» (Лк. 16:27-28). Но Авраам отвечает ему следующими словами: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Почему дан такой ответ? Сам богач и его братья прекрасно знают Моисеев Закон, писания пророков, которые говорят о благочестивой и грешной жизни, и тем не менее, для них это ничего не значит. Они не поверили бы даже если мертвый воскрес, потому что не верят Священному Писанию. Они вообще неверующие, и даже если бы мертвый Лазарь воскрес и явился им, то они придумали бы 1001 причину, чтобы не поверить ему. И ответ Авраама богачу снова показывает, что и грех самого богача — это нераскаянность, неверие и жестокосердие.
Итак, братья и сестры, в чем назидание этой притчи? Прежде всего, напоминание всем нам о том, что жизнь человеческая быстротечна. И в ней так много искушений, так много того, что может увлечь нас и увести от Господа. Священное Писание предостерегает нас: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12). Одним из таких губительных путей шел богач, который воспринял свое богатство не как Божие благословение, но как самоцель и самоценность, а сам он, богач, стал даже не служителем, а прислужником при этом богатстве, так как не он управлял богатством, а богатство управляло им. И, в конечном итоге, богач приобрел только одно — вечные мучения. Мы предупреждены об опасных путях и поэтому должны уклоняться от них. Сегодняшняя притча также напоминает всем нам, что путь ко спасению всегда рядом. Рядом с нами всегда есть те, кому нужны наша любовь, милосердие, сострадание и просто поддержка. Если бы богач хотя бы раз в день вспоминал, что у ворот его дворца сидит голодный нищий, и передавал ему еду, то уже за одно это не остался бы без милости Божией. Святитель Феофан Затворник говорит: «не думайте, что Бог ищет за что осудить человека, Бог ищет за что оправдать». Будем же задавать себе ежедневный вопрос: делаем ли мы что-то оправдывающее нас перед Господом? И будем ежедневно напоминать себе, что свое будущее посмертное состояние мы начинаем приобретать уже в этой жизни. Аминь.
Епископ Сильвестр (Стойчев)
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (54) раз