Что значит простить?
Если человек постоянно предает и совершает подлости, обязаны ли мы с ним и дальше общаться как ни в чем не бывало?
В одной из своих проповедей святитель Николай Сербский замечает: «Чем бы было человеческое общество без прощения? Зверинцем среди зверинца природы». По мысли святых отцов, прощение – это та добродетель, которая уподобляет нас Самому Богу. Богу, имя Которого Любовь. Когда апостолы спрашивали, сколько раз можно прощать человека: «До семи ли раз?» – Спаситель на это ответил: «Не до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21–22). А это значит, что прощать нужно всегда, ведь без прощения наше сердце, по словам преподобного Ефрема Сирина, превращается в каменистую почву, в которой зерно христианской веры никогда не сможет прорасти.
В одном фильме был такой эпизод: некий мальчик во время Второй мировой войны жил среди всевозможных зверств эсэсовцев, настолько жестоких, что сам мальчик буквально поседел за несколько дней своей жизни. Несколько позже он вместе с группой партизан натыкается на разоренный немецкий обоз, где находит портрет Гитлера. От злости он начинает стрелять в этот портрет, но во время такого «расстрела» портрета само фото меняется: с каждым выстрелом Гитлер становится все моложе и в конце концов это уже не вождь Третьего рейха, претендующий на мировое господство, а ребенок в кроватке. В этот момент мальчик, ставший стариком, останавливается и прекращает стрельбу.
Приведенный выше пример очень красочно показывает, что такое прощение в подлинном смысле этого слова. Простить – это, по сути, увидеть в человеке не того, кем он является в данный момент, в момент предательства или чего-то подобного этому, а того, кем он был прежде, когда еще ничего плохого не совершил. Простить – увидеть в человеке не грешника, а образ и подобие Божие. И именно этот фактор должен служить неким напоминанием для нас в тот момент, когда перед нами встанет выбор: прощать или не прощать. Да, по-человечески иногда бывает очень сложно простить того, кто тебя предал, и продолжать с таким человеком общаться дальше как ни в чем не бывало. Но при этом мы должны вспомнить Того, Чье имя мы носим как нарицательное. Мы христиане, а это значит, что мы последователи Христа. А как поступил Христос с тем, кто его предал? Сейчас речь идет вовсе не об Иуде, а о другом апостоле – Петре, который также предал своего Учителя, но впоследствии раскаялся и стал первоверховным апостолом. Помня о его примере, но в первую очередь помня и слова, и поступки Самого Христа, мы также должны прощать и надеяться на то, что человек, согрешивший против нас, обязательно исправится.
Андрей Музольф, преподаватель КДА
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (239) раз