Выбрать страницу

Болезнь и смерть как путь преображения

Болезнь и смерть как путь преображения

Бог не создавал больных, Бог создавал здоровых людей. Но болеем мы сами, болеют наши дети, да и всё человечество последние полтора года живет в эпоху пандемии. Как принимать болезнь, можно ли молиться о здравии или принимать попущение Господа со смирением? В рамках проекта просветительского центра Сретенского монастыря «Говорим» иерей Валерий Духанин, сам страдающий тяжелым недугом, делится опытом проживания болезни и помогает найти ответы на самые острые, в прямом смысле больные вопросы.

Хочешь быть здоровым – восстанови отношения с Богом

Почему человек болеет? Мы ищем ответы на эти вопросы. Кто-то вовне, кто-то внутри себя. Во время моей болезни одна женщина мне написала в социальных сетях, что все болезни бывают от грехов и недостатка витаминов. Такое интересное понимание. Может быть, оно так и есть. Как правило, когда тебе действительно подана реальная болезнь, то ты этот ответ ищешь сам в себе. И ты должен найти его самостоятельно, ведь этот ответ должен решить твои внутренние смысловые проблемы.

Болезнь и смерть – это путь преображения. Это путь каждого человека. И каждый должен пройти его лично, поэтому меры страдания у каждого свои. Кажется, за что мне это, почему, как я смогу это понести? Но именно эти страдания могут стать чем-то преображающим.

Хочешь не хочешь, а будешь болеть всё равно. Конечно, святые отцы рассуждают на эти темы очень много. Мы болеем, потому что произошло расстройство человеческой природы. Человек есть от Бога, а Бог и есть подлинная жизнь. Как только люди утрачивают связь с Жизнью, они тут же подпадают под действие смерти. Случается полная дисгармония, дисбаланс, всё начинает рушиться. Когда люди были в раю, они находились в гармонии, прежде всего, с Богом. Муж и жена не пребывали, как сейчас это часто бывает, в состоянии постоянных ссор, склок и недопонимания. Это были более здравые и теплые отношения. У человека с природой была гармония. Как говорил преподобный Макарий Египетский, когда Адам пребывал в раю, то ему ничто не могло причинить вреда: ни хищные звери, ни ядовитые змеи, никакое существо. Такое царское положение у Адама было, пока он не уступил диаволу. Поэтому мы наблюдаем абсолютно везде сплошной развал. И только там, где человек восстанавливает свои отношения с Богом, тут же начинает всё остальное восстанавливаться, даже в каком-то природном смысле.

Мы болеем, потому что произошло расстройство человеческой природы

Я очень люблю преподобного старца Паисия Святогорца. Как-то приехал к нему один физик, который сказал, что в Бога не верит. А преподобный Паисий ему отвечает: «Странный ты человек. Даже простая ящерица умнее тебя». И вдруг старец Паисий подзывает ящерицу, и она действительно подбегает к нему. И он говорит: «Скажи, есть Бог?» И ящерица становится на задние лапки, передние наверх поднимает и начинает головой кивать. Все, кто был рядом, это видели. То есть там, где устанавливается гармония человека с Богом, всё остальное тоже восстанавливается. Если ты в сердце своем взаимосвязь с Господом восстановил, то всё будет хорошо. И природа будет тебя слушаться, и в семье у тебя будут прекрасные взаимоотношения. Если Господь Бог становится на первое место, то всё остальное занимает свое положенное место.

Старец Паисий неоднократно высказывал такую мысль: «Если ты хочешь вымолить какого-то другого человека, то ты должен в своей молитве быть готов взять на себя его болезнь». И вот эта жертвенность становится настолько сильной перед Богом, что ты можешь вымолить такого человека. Понятно, что этот подвиг не для всех подходит.

Фото: monastery.ru

Болезнь нужна нам для смирения

Премудрость Божия нам непонятна. Например, блаженный Августин рассуждал на эти темы в книге «О граде Божием». Он говорит, что даже когда человек живет свято, то в какой-то момент и к нему может прийти искушение. Господь иногда и подвижникам подает такие ситуации, где обнаруживается их полное бессилие. Человек не может себе помочь, он не может себя вымолить, он не может освободиться от этих болезней. Господь каждого ставит на свою нишу, чтобы человек мог смириться.

Святитель Игнатий Брянчанинов объяснял, что люди утратили рай через поиск наслаждения. Соответственно, чтобы вернуться в рай, нужно нечто противоположное наслаждению. А наслаждению противоположно страдание. Поэтому попускаются всем болезни. И цель здесь духовная, чтобы всё-таки люди пришли к состоянию какого-то внутреннего смирения. К ощущению, что я сам по себе никто пред Богом.

Люди утратили рай через поиск наслаждения, чтобы вернуть его, нужно нечто противоположное наслаждению – страдание

У Леонардо да Винчи были притчи поучительные. Одна из них про кичливое зеркало. Зеркало очень кичилось тем, что в него смотрелась королева. Но отошла королева, и зеркало опустело. Понимаете? Человек – это образ Божий. И ценность человека именно в том, что в человеке отражается что-то Божие. И если мы начинаем замыкаться на себе и забываем про Того, Кто нам это дал, мы превращаемся в это пустое зеркало. Поэтому гордость – это одна из причин. И Господь, видимо, посылая болезни, пытается привести нас к смирению. Если не смиришься, то ты не можешь спастись. Потому что гордая душа, по сути, это гордый дух – диавольский дух. Такой человек не может быть, конечно, с Богом.

В Ветхом Завете, в Книге Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: «Кто согрешит пред Сотворившим, тот да впадет в руки врача» (см.: Сир. 38: 15). То есть кто согрешает перед Богом, тот тоже впадет в руки врача. Тяжелобольной человек должен обращаться к врачам. Когда действительно тебе послана какая-то болезнь, то хорошо извлечь какие-то духовные уроки: за что тебе это послано, почему. Когда случается онкологическое заболевание, то человек за короткий отрезок времени приходит к пониманию, что человек – это не просто смертное существо, иногда человек внезапно смертен. Обычно мы живем в каких-то иллюзиях и человек куда-то спешит, пытается зарабатывать, много трудится. Думает, что это надо для семьи. На работе не успевает, у него постоянно суета, с него начальник чего-то там требует, взыскивает. Он думает, что не успеет всё сделать. По ночам не спит. А приходит болезнь, и оказывается, что это всё была какая-то шелуха. Очень хорошо без тебя справляются на работе. Оказывается, что совершенно не требовалось зарабатывать всех этих денег. Что нужно было вообще думать не о зарабатывании, а, наоборот, о реальном общении с детьми, о семье. Важны становятся простые и теплые отношения. Болезнь как раз снимает этот покров. Мы живем, и перед нам есть некая иллюзорная картинка. Мы как будто смотрим какой-то иллюзорный фильм, куда-то спешим, не замечаем саму жизнь. А как только приходит болезнь, она тут же эту картинку убирает, и открывается реальный взор на жизнь: то, что пришли мы сюда ненадолго. А раз пришли, то, значит, для чего-то. Ясно, что не для того, чтобы свои какие-то страсти удовлетворить за короткий отрезок времени. Поэтому болезнь во многих случаях становится неким откровением, если ты правильно это воспринимаешь.

И болезнь послана из-за грехов. Но по мере этой болезни как раз будут грехи обнаруживаться и будет происходить освобождение от них. И действительно, потом происходит такое переосмысление многих ситуаций в жизни, какие-то воспоминания. Потом всё это исповедуешь, каешься и вот это отходит.

Фото: monastery.ru

Почему болеют дети?

Это сложный вопрос, для родителей мучительный. Но вроде бы человек инвалид, но не только не забыт Богом, а, наоборот, призван к особому служению. Он несет этот крест здесь, на земле. Все мы к чему-то призваны. Порой полезнее не получить какое-то исцеление, а полезнее нести этот жизненный крест! Господь через болезнь пользу подает человеку. Помню одну семью, где ребенок стал инвалидом. И они потом сказали, что через своего ребенка обрели смысл жизни. То есть, пока у них не было этой беды, они жили как попало: ругались друг с другом, ссорились, мира не было в семье. А когда случилась эта болезнь, как посещение Божие, то как раз они обратились к Богу и обрели то, чего не было до этого. Они обрели смысл жизни и обрели веру, а через веру обрели и радость.

Духовные причины для пандемии

Все болезни, конечно, имеют физическую природу. Духовный смысл должен извлекаться человеком. Я думаю, что люди просто привыкли к комфорту за последние 30 лет. Храмы в шаговой доступности, права верующих защищаются, и немножко люди стали расслабляться. Поэтому Господь, видимо, попустил эту вирусную инфекцию. Для того, чтобы люди научились ценить. Храмов много, но вдруг они все закрылись, поэтому, сидя на изоляции, подумай, что для тебя храм! Ценил ли ты то время, когда мог исповедоваться, причащаться? За это время надо попытаться заново посмотреть на то, что дается. Нужно ценить каждый день, который тебе отведен. Вот дан тебе этот день, и как ты его проведешь, чему ты посвятишь себя? Это некое вразумление сейчас. Эта пандемия показывает, насколько мы ненадолго на земле находимся. Человек не живет ради этого земного мира. Этот вывод нужно правильно сделать и посвятить себя чему-то другому.

Молитвы о здравии

В основном люди теплохладные, поэтому и молитвы не очень у них теплые. А когда заболел какой-то близкий человек, то ситуация меняется. Вот еще почему, может быть, Господь это попускает, чтобы пробудилось сердце наше, чтобы оно как-то согрелось. Сердца людей, как камни, и только когда болезнь попускается родному, близкому человеку, то этот камень начинает разбиваться. Чтобы разбить камень, нужен молот. Болезнь – это как тяжелый молот, который разбивает камни. Тогда такое сердце уже имеет теплую, горячую молитву. Поэтому, конечно же, нужно молиться. Но и принимать лекарства тоже надо. Есть такое правило: если Богу угодно, то лекарства тебе помогут, а если Богу не угодно твое выздоровление, то пей или не пей лекарства, всё равно тебе ничего не поможет уже.

Молиться о незнакомых или малознакомых людях можно. Не надо пугаться. Это такое суеверное представление, что если ты о ком-то помолился, то якобы ты на себя навлечешь какие-то беды. Но молитва – это выражение духа любви. А дух любви – это Христов дух. Господь, конечно же, будет защищать такого человека. Другое дело, если вы, например, берёте особое правило. Допустим, вы решили ночью вставать, чтобы вычитывать псалмы, канон или акафист, чтобы вымаливать этого человека на протяжении, например, 40 дней. Вот это уже другое дело, потому что вы вступаете в особую духовную борьбу, и тут уже вопрос не в том, что тот человек вам как-то повредит, а будут вредить бесы. Когда человек берёт какое-то усиленное молитвенное правило, то бесы начинают воевать с таким человеком. Принимать на себя чрезмерные подвиги не стоит.

Человек с онкологией испытывает и болевые ощущения, у него повышенная утомляемость и нервозность. Такому человеку нужен покой для того, чтобы он молился просто спокойно сам, наедине с собой. Вот тоже, почему Господь это попускает, – чтобы человек остался наедине с Богом и сквозь эту боль молился. Тогда он приобщается к страданиям Христовым. Тайна страданий Христовых будет запечатлеваться в личных страданиях этого человека. Надо почувствовать, что нужно человеку. Какие-то утешительные беседы или же возможность человеку побыть наедине с собой и Богом.

Всё в Божиих руках: и удар молнии, и падение какого-то небоскреба, и авария в автомобиле. Бывает так, что ситуация безвыходная в автокатастрофе, а человек выживает. А бывает наоборот, они столкнулись со скоростью 40 километров в час, а он погиб. В Божиих руках каким-то образом всё этого совмещается, есть какие-то пути. Даже то, что казалось совершенно ненужным, какие-то случайные встречи – всё имело какой-то свой смысл. Господь всё это охватывает Своей премудростью, просто мы этого не видим, пока живем здесь. Но потом, когда мы выйдем из своего тела, то мы увидим более ясно, почему Господь вел именно по этому пути.

Когда часто болеешь или на лечение нужны огромные деньги, так и молиться – из состояния полного отчаяния, когда кажется, что ничего уже не поможет. В таком состоянии ты понимаешь, что, кроме Бога, тебе уже точно никто не поможет. Из такого состояния и читайте молитвы. Когда мы, сытые и довольные, открываем молитвослов и вяло читаем что-то – это не молитва. Когда ты чувствуешь, что погибаешь, то так и молись, как погибающий. Потому что Господь – Он Спаситель для тех, кто погибает. Это состояние, может быть, очень драгоценное, потому что оно пройдет. Появятся средства, кто-то поможет с лекарствами. Надо понять, что мы действительно без Бога ничего не можем, извлечь пользу из текущего положения своего. Тогда молитва будет сильной и Господь поможет.

Фото: monastery.ru

Забота о ближнем болящем

Заботясь о болящем человеке, вы на самом деле заботитесь о себе и спасаете свою душу. К старцу Паисию Святогорцу привезли молодого человека на коляске, он ходить не мог, диагноз был какой-то страшный. И старец Паисий ему говорит, по-доброму гладя его ноги: «Ох, бедные, несчастные ножки. Эти-то ножки и приведут тебя в рай, а ты того не понимаешь». А тому хочется ходить, и вот старец Паисий начинает его поднимать с коляски, и вдруг этот молодой человек чувствует, что он стоит на ногах и он может ходить. Он делает несколько шагов вместе со старцем Паисием, а потом вдруг неожиданно Паисий Святогорец сажает его обратно в коляску и говорит: «Ты знаешь, а всё-таки нет воли Божией, чтобы ты исцелился, но через эту болезнь не только ты будешь спасаться, но и те, которые заботятся о тебе. Они будут забывать про себя, будут жертвенно тебе служить, и забота о тебе станет для них спасением».

Через эту болезнь не только ты будешь спасаться, но и те, которые заботятся о тебе

Я думаю, то нужно эту мысль для себя уяснить. Если Господь дал этого человека, то, значит, это как некое послушание нам от Бога. Неси это послушание как в монастырях, где дается каждому послушание. И через это ты и придешь как раз в рай. И тут же путь самопознания. Для христианина очень важно увидеть свои немощи. Как работать над собой, если не увидишь своих страстей внутри себя? И когда мы проявляем заботу о таких людях, в нас вдруг проявляется где-то уныние, где-то ропот, негодование. Проявляется наша слабость, то, над чем нам надо работать. Господь дает нам некое откровение о нас самих. Что мы по имени христиане, а не можем совладать с собой. И нужно работать в этом направлении, молиться, чтобы Господь помог преодолеть, исповедовать то, в чем мы согрешаем. Это и есть путь преображения. Каждому дается свое. У кого-то в семьях не ладится, у кого-то жена сварливая или у кого-то муж пьет. Они молятся, а он всё равно как пил, так и пьет. Кому-то в этой жизни так суждено. Кто-то заботится о родных, близких, и всё это проходит через ропот. Через это надо пройти, чтобы увидеть свои грехи и свои страсти, немощи. Иначе просто мы не сможем понять, кто мы такие, как побеждать себя, и не сможем каяться пред Богом, как должно.

Фото: monastery.ru

Проповедь Христа

Стоит ли неверующим людям, которым Господь попустил тяжелую болезнь, говорить о Христе? Если это знакомые люди, то конечно. Но делать это аккуратно. Может быть, подарить книгу. В общении с людьми надо почувствовать некую взаимосвязь. Есть ли какой-то душевный контакт, есть ли отклик на сердечном уровне? Взаимодействует ли с вами человек? Готов ли он это услышать, принять? Если он не готов, то смысла настаивать и нет, не получится. А если он всё-таки проявляет какую-то заинтересованность, то да. Приведу пример. У знакомого лаврского иеромонаха сестра была замужем за одним из ведущих конструкторов самолетов «МиГ». О Боге и слышать не хотел. Он был занят своими делами, физикой, конструированием самолетов. И когда он заболел и попал в больницу, в его же палату с тем же онкологическим диагнозом положили священника. Они находились друг с другом всего лишь неделю. И в течение этой недели он исповедовался, соборовался и причастился. И после этого мирно перешел в жизнь вечную. Бывает так, что мы хотим помочь, рассказать, а не получается, нас не слышат. А потом Господь в нужный момент подает человека, который говорит нужные слова, и человек принимает Бога.

Господь попускает болезни, чтобы пробудилось сердце наше, как-то согрелось

Унывать никому не надо, потому что Господь всегда рядом присутствует. И именно тогда, когда кажется, что мы полностью оставлены, в эти минуты Господь наиболее близко находится. Поэтому будем ценить эти минуты, чтобы тогда от сердца молиться Богу.

Будем понимать, что сейчас еще время испытаний и смерть причину всегда найдет. Каждый день нужно проживать так, как будто мы перед Богом предстоим. Куда пойти, чем посвятить себя, чем наполнить свой ум и сердце. Если ты этот день прожил, то ты пред Богом предстанешь каким? Что у тебя в душе? Вот так сейчас и нужно жить каждый день. Для этого Господь попустил это испытание. Если мы извлечем этот урок, то пандемия уйдет, но мы каждый день будем проживать по-христиански до конца своих дней. Дай, Господь, нам до этого сподобиться.

Священник Валерий Духанин
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (271) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »