Выбрать страницу

Чем опасна нетерпеливость?

Чем опасна нетерпеливость?

Как вы думаете, что нужно делать человеку, желающему понять, чем живёт общество на определённом отрезке времени? Следует наблюдать за самыми обычными бытовыми привычками обывателей. И расскажут эти привычки о людях и об обществе куда больше, чем все психологи и аналитики вместе взятые. К примеру, заказали как-то мои дети суши с доставкой на дом, а рассчитаться с курьером и забрать заказ поручили мне. И вот сижу я, копаюсь в интернете, дожидаясь курьера. Проходит некоторое время, мне звонят. Отвечаю. «Выходите, говорят, ваш заказ прибыл». Выхожу, за воротами никого. Постоял минуты три, вернулся в дом и занялся своими делами. Живём мы в таком районе, что не всякий навигатор найдёт, так что курьеры и таксисты нередко приезжают к нам, изрядно поколесив по окрестностям, поэтому на опоздания и срыв сроков доставки никто им не пеняет. Однако в этот раз никто так и не приехал. Оказалось, что курьер позвонил заранее, чтобы не ждать, пока я выйду, а приехав и никого не застав, уехал на другие заказы. Уж не знаю, каким боком вылезла в итоге доморощенному креативщику его выходка, поскольку дети не преминули аннулировать заказ, но мне он дал очередную почву для размышлений.

Во времена моей юности представители старших поколений весьма неодобрительно смотрели на нашу, вполне свойственную юнцам, нетерпеливость. Хорошо помню, как во время прохождения пэтэушной практики пожилой, спокойный и очень основательный слесарь, к которому я был прикреплён как практикант, гневно распекал моего товарища по практике: «Ты что, ждать не умеешь»? Говорилось это так, будто неумение ждать было чем-то вроде умственной отсталости или неполноценности развития. То же старшее поколение, относясь к нам, суетливым и ершистым, почти что по-отечески фразу «я не хочу ждать», как правило, в упор игнорировало как недостойную внимания глупость. Хочешь не хочешь, всё равно подождёшь. И, что интересно, такое отношение никогда не казалось оскорбительным, не вызывало обид или осуждения. Потому что, глядя на этих 50-, 60-, 70-летних мужиков, неторопливых, терпеливых, сдержанных и надёжных, мы понимали, что так и надо. Ожидание – неотъемлемая есть жизни, и ждать нужно уметь, а если не умеешь – учиться этому.

С той поры прошло не более трёх десятков лет, но сегодня мы видим совсем другое общество – общество людей, которым ожидание доставляет дискомфорт. Которые не умеют ждать и не стремятся уметь. Которые свою нелюбовь к ожиданию декларируют везде и всюду. Которые боятся ожидания и в большинстве своём наловчились действовать так, чтобы предупреждать ситуации, в которых придётся ждать, и предотвращать их. «Что же тут плохого?» – скажете вы. Ведь если человек не любит ждать, значит, он ценит своё время. Разве христианская аскетика не призывает дорожить временем и не тратить его попусту? Верно. Призывает. Только между нелюбовью к ожиданию и умением ценить время нет ничего общего. Чем отличается человек, не умеющий ждать? Нетерпеливостью, неосновательностью, неспособностью вдумчиво относиться к чему бы то ни было, вспыльчивостью, зачастую ненадёжностью. Из всего, что я назвал, хоть что-то не является недостатком или, прямо скажем, грехом? Возможны при таком наборе дурных качеств внимательное отношение к себе, сопротивление искушениями, борьба с греховными промыслами? А как это всё совместимо с такой добродетелью, как терпение? Ну, конечно, никак. Вывод прост: неумение ждать обнаруживает в человеке явные порочные наклонности и с христианской жизнью совместимо лишь тогда, когда человек осознаёт его как грех и планомерно преодолевает в себе.

Между тем умение ждать способно принести человеку немалую пользу. Я уже упоминал здесь о терпении. Думаете, оно воспитывается исключительно болезнями, скорбями и пороками ближних? А вы попробуйте постоять в двухчасовой пробке и не допустить в душу раздражение, ропот или осуждение. Попробуйте, назначив встречу непунктуальному человеку, придя заранее и прождав его битый час, не рассердиться, не выговорить и даже не попенять ему на опоздание. Скажете, это выше человеческих сил? Ничего подобного. Для человека, живущего по Евангелию, это в порядке вещей. В этом, по сути, и заключается терпение. И чаять на свою голову болезней, бед и склочных соседей вовсе не нужно, достаточно научиться ждать. Спокойно, без ропота и проявлений нетерпения, без раздражения и злости, принимая ожидание как данность. Тем более что помимо терпения ожидание способно дать и ещё один чрезвычайно ценный опыт. Дело в том, что время ожидания – это время свободное, не занятое ничем. Я уже упоминал о том, что современный человек уже привык страховать себя, выстраивая свои действия таким образом, чтобы по возможности либо уменьшить время ожидания, либо вовсе его избежать. Поэтому если когда нам и приходится подождать, то по преимуществу тогда, когда мы не сумели этого предусмотреть. Следовательно, время, проводимое нами в ожидании, оказывается незанятым. Подумайте, в нашу суматошную пору, когда мы, по сути, либо спим, либо заняты, у нас внезапно оказывается время, не занятое ничем. Для христианина – это прямо-таки дар Божий. Церковь ежегодно призывает нас именно к этому – найти время для того, чтобы сосредоточиться на происходящем в собственной душе, получше узнать себя. У нас этому посвящён весь Великий пост. Но, давайте начистоту, многим из нас удаётся провести Четыредесятницу именно так? Многие приходят к её концу именно с таким результатом? Нередко за все сорок дней нам удаётся провести правильно считанные часы. А тут, независимо ни от чего, жизнь сама даёт нам время, в которое мы, когда на 15-20 минут, а когда и на час и более, остаёмся наедине с собой, не обременённые ничем. И как это время использовать – для хождения из угла в угол, ежеминутного посматривания на часы и раздражённых звонков и сообщений или для спокойного анализа собственного поведения в текущий день или образа мысли в данный момент – зависит исключительно от нас. А ведь помимо собственных поступков невредно подумать и о том, сколько раз и в чём являл нам Бог свою милость в течение дня, как часто мы вспоминали или, напротив, забывали о Боге в привычной суматохе, как давно благодарили Его за блага, которые по причине их обилия и постоянного присутствия в жизни уже давно считаем само собой разумеющимися.

В общем, ожидание открывает перед нами огромный простор для получения душевной пользы. И как, понимая это, можно его не любить, лично мне совершенно непонятно. Думается, научиться ждать и проводить время ожидания с пользой – это то немногое и, в общем-то, несложное, к чему должен стремиться каждый христианин. Для того хотя бы, чтобы не упускать прекрасных возможностей принести пользу душе. Для того, чтобы в итоге не чинить препятствий Богу, спасающему нас, в том числе и посредством жизненных ситуаций, даже тогда, когда мы сосредоточены совсем на другом.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке. Фрагмент: pravlife.org

Просмотрено (87) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »