Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
Сам пост есть подготовка к тому празднику, которым пост завершается. Пост всегда путь, или по-церковнославянски «поприще» – путешествие. А подготовка к посту состоит в том, чтобы правильно выбрать себе свой маршрут, который приведет к намеченной цели, который не даст нам ослабеть чрезмерно и упасть, или в суете пройти, или, лучше сказать, «проскочить» мимо цели.
Думаю, самое первое и самое главное, что надо сделать, – это осознать, что такое настоящий пост, какова у него цель. Ведь пост – только средство, помогающее нашему покаянию, преображению, приближению к Богу и соединению с Ним, или, говоря богословским, святоотеческим термином, «обожению». Так вот, в дальнюю дорогу хорошо идти с тем, кто знает путь, кто силен и опытен. Поститься легко со всей Церковью, когда звезда её двухтысячелетнего опыта освещает наш покаянный путь, лежащий в греховной темноте. А самый полезный пост тогда бывает, когда постящийся своевременно замечает уловки лукавого, обходит их, отражает его нападения и в молитве вместе с Христом побеждает древнего искусителя.
В нашем случае цель предстоящего сорокадневного поста – Рождество Христово. В древности перед этим праздником, который соединялся с Крещением Господним и назывался одним словом «Богоявление», особенно усердно постились оглашенные: они приготавливались к встрече с Христом, Который рождался в их сердце во время Таинства их Крещения. Строго постились и анахореты-отшельники в пустынях, подобно прп. Савве Освященному, чтобы в своей сухой душе при помощи слезной молитвы возрастить для Новорожденного Христа «рай добродетелей». За ними шли в направлении духовного Вифлеема в покаянном устремлении, подобно восточным волхвам с дарами, и все остальные христиане во главе со своими архипастырями и пастырями.
Кроме выбора маршрута, который всегда подсказывает Церковь, подготовка состоит в приготовлении средств, необходимых в этой дороге: одежды, еды, лекарств. Это всё хорошо знакомо православным паломникам, которые ежегодно принимают участие в многодневных крестных ходах. Духовные приспособления в посту помогут сберечь силы, время и быстрее двигаться вперед. Значит, уже сейчас надо взять в руки две книги: Молитвослов и Псалтырь. И в них сделать закладки. Например, тем, кто ранее не читал Акафистов, следует еженедельно читать Акафист Иисусу Сладчайшему. А тому, кто нерегулярно молился по Псалтыри, начать с первого дня поста ежедневно читать минимум одну кафизму. Молитва как духовная подзарядка дает силы идти вперед, а ропот же и осуждение других, наоборот, мешают и тормозят духовно, как «палка, вставленная в колесо».
К сожалению, у Рождественского поста нет подготовительных к нему недель, подобно Великому посту. Тот Великий пост имеет четыре воскресенья, в которые Церковь готовит своих духовных детей к подвигу поста. Некоторые же к ним присоединяют еще одно воскресенье – Неделю о Закхее. И для этого имеются основания: грешный сборщик налогов – мытарь – Закхей показал яркий пример покаяния.
Итак, сам пост – это подготовка к празднику Рождества Христова. Подготовка к посту перед самим постом – «подготовка к подготовке», или начало, закладка фундамента предстоящего поста. Зачем нужна подготовка к посту? Для того, чтобы избежать ошибок, связанных с постом! Например, пост, прежде всего, должен быть духовным, внутренним. Да и в отношении еды в это очень холодное и темное время года Устав Церкви жалеет мирян: в нем нет сухоядения как в первые дни Великого поста. Семинаристы как-то подсчитали, что для мирян традицией разрешается вкушение рыбы примерно в 30 из 40 дней этого поста. Это бденные и полиелейные праздники, субботние и воскресные дни. Строгость поста в отношении трапезы увеличивается только в последние его дни, начиная со 2 января. Но главное при этом не забывать о нуждающихся, о голодных, о недужных…
Ограничение в пище должно органически сочетаться с аскезой духа – с духовными упражнениями. Это, прежде всего, чтение Священного Писания. Его каждый христианин должен читать ежедневно на протяжении всего года – церковного года. Однако в дни Рождественского поста следует особое внимание обратить на ветхозаветные пророчества о пришествии в мир Спасителя. Они читаются на Великой вечерне накануне праздника или в составе самого праздничного Всенощного бдения. Их не так уж много – всего семь. Четыре из них повторяются ещё на службе Царских часов. Так вот, в сам праздник на них мало обращают внимания. Их тогда прочитывают как бы одним залпом.
Сейчас много внимания уделяют изучению и пению колядок, в которых часто нет высокого богословского смысла и назидательности. Действительно, они очень необходимы детям. Но что предложить взрослым? А почему бы верующим, начиная с праздника Введение во храм Богоотроковицы Марии, ежедневно не петь дома в составе вечерних молитв ирмосы Рождественского канона? Ведь это предписывает делать на Всенощном бдении Типикон – богослужебный Устав. Как будет хорошо, если к Рождеству подробно изучить эти ирмосы всей семьей, разобрать смысл каждого слова во всех этих дивных песнопениях!!!
Кроме Библии, Слова Божия, следует обратить внимание на чтение его толкований, на изучение святоотеческих наставлений. Снова перечитать, например, творения прп. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, современных подвижников – прп. Силуана Афонского и его ученика прп. Софрония. Особенно своими трудами выделяется замечательный современный православный богослов Жан-Клод Ларше из Франции…
Если кратко, то любящая Бога душа всегда найдет то душеспасительное, душеполезное, чем ей заняться в дни поста: благодать в сердце подскажет! Постное поле для деятельности огромное! Если будем разумно, т. е. осознанно, без крайностей и расслабления, поститься, то станем крепче телом и появится больше радости на душе! Это опытно подтверждают все святые подвижники! Помоги нам, Господи!
Архиепископ Иов (Смакоуз)
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravchelny.ru
Просмотрено (192) раз