Кто мой ближний?
Самый важный вопрос в нашей жизни касается наших отношений с другими людьми. Господь любил всех и завещал нам «возлюбить ближнего, как самого себя».
Критерии преуспевания личности заключаются в ее отношениях с другими людьми и со всем, что ее окружает, в отношениях с миром, в котором человек живет.
Мы верим, что люди и вещи в нашем мире были помещены сюда по Провидению нашего любящего Бога. Природа наших отношений с людьми и их качество формируют не только какую-то часть нашей жизни, но мы можем сказать, что это, по сути, сама наша жизнь. Отношения для людей как личностей составляют способ их существования, так что это сама жизнь. Следовательно, вопрос о наших отношениях с ближним – это самый важный вопрос в жизни.
И законник из сегодняшнего чтения Евангелия, желая испытать Иисуса, задал Ему самый трудный из всех вопросов: «А кто мой ближний?» Фактически, связав этот последний вопрос со словами непосредственно выше в этом отрывке: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мк. 12: 31), мы можем спросить вместе с ним: «И кто же есть тот, кто настолько достоин, что мы должны заботиться о нем так же, как мы заботимся о себе?» В этом и состоит суть и смысл этой заповеди Ветхого Завета, не так ли? «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» означает на самом деле заботиться о другом, как мы заботимся о самих себе.
Следовательно, в нашей жизни нам так важно определить, кто действительно достоин нашей заботы, как если бы это были мы сами, чья жизнь должна быть так интересна нам, как если бы это была наша жизнь, и чья жизнь будет занимать нас так же, как мы сами себя, и чью жизнь мы будем любить так же, как свою.
Согласно еврейской традиции, это может быть, в первую очередь, брат, представитель нашей семьи или родственник, или, если посмотреть немного шире, он может быть представителем нашей собственной религии. Это тот, кто должен разделять со мной расу, кровь и религию, даже национальность… но не более того. Термин «ближний» по-разному определяется разными верованиями и философиями, и по разным критериям: националистический, религиозный, политический и т. д.
Но кто есть мой ближний с нашей христианской точки зрения? Как Иисус объяснил это в сегодняшней притче?
Два момента заслуживают нашего внимания в ответе Иисуса на этот вопрос.
Во-первых, это условие: ближний требует любви. Любовь проявляется на практике, через дела милосердия. Любовь расширяет нашу ответственность за пределы нас самих. Любовь не может игнорировать потребности или трудности ближнего. Любовь по своей природе вынуждена заниматься проблемами других. Возлюбленный побуждает любящего разделить и испытать с ним и счастье, и горе. Это и есть настоящее добрососедство, и оно означает сострадание.
Второй момент – это новый способ обрести добрососедство, который показал Иисус. Предыдущий и самый обычный способ соседства, который существовал до Христа, – это то, что мы наследуем и имеем отношения, которые существуют без какого-либо выбора с нашей стороны. Но в этой притче Иисус говорит о другом: иди и покажи доброе отношение любовью и милосердием. Наш ближний для Иисуса – это тот, к кому мы идем с любовью и милосердием. Добрососедство – это то, чего мы хотим, а не только то, что уже существует. Различные способы, которыми разные люди строят свои отношения, могут привести к любви, но иногда могут быть вредными. Например, братская любовь в случае Моисея и Аарона была благотворными отношениями. Напротив, отношения в случае Каина и Авеля были очень пагубными, потому что им не хватало любви.
В христианстве каждый может быть нашим ближним, если мы продолжаем любить его. Вот почему христианин может найти ближнего даже в своем враге.
У любви есть много мотивов, таких как кровные узы, патриотизм, религия и т. д. Но у христианской любви есть своя уникальная движущая сила, то есть Бог. Поскольку Бог любит всё человечество, мы должны щедро подражать Ему.
У христианской любви есть своя уникальная движущая сила – Бог
Единственные узы, которые могут быть истинным поводом добрососедства, – это любовь, проявляемая через милосердие. Кто не в состоянии получить этот божественный дар? Сострадание – единственный христианский способ общаться с другими. Христианская любовь и сострадание неотличимы друг от друга. Любовь выходит за пределы нашего «я» и ищет счастье в другом. Собственно говоря, именно так и обращался преподобный Серафим Саровский к другим: «Радость моя». Аминь.
Митрополит Павел (Язиджи)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке. Фрагмент: Пелегрин Клаве́ и Роке́. “Милосердный самарянин”, 1839 г. / obitel-bogoslov.ru
Просмотрено (58) раз