«Лествица» Иоанна Синайского: почему ее стоит прочитать? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

«Лествица» Иоанна Синайского: почему ее стоит прочитать?

«Лествица» Иоанна Синайского: почему ее стоит прочитать?

Настольная книга в пост и не только.

Однажды ветхозаветному патриарху Иакову, уснувшему прямо на земле, приснился сон: он увидел лестницу, идущую от земли до самых небес. По лестнице вверх и вниз ходили ангелы, а на самом верху, словно у врат рая, стоял Сам Бог. Он пообещал Иакову, что даст землю ему и его потомству, которое распространится по всему миру. Бог пообещал Иакову не оставлять его. Считается, что так человечество получило одно из первых пророчеств о пришествии Спасителя, а лестница – это образ Божией Матери, через Которую Сын Божий пришел в мир людей.

Нам здесь интересна лестница в принципе, потому что уже в новозаветное время, спустя несколько веков после свершения евангельских событий, возникает один знаменитый духовно-нравственный трактат, вошедший в историю под названием «Лествицы». Человек всегда мог рассуждать о Боге лишь в категориях тех образах, что ему были доступны. И для древних небо олицетворяло собой обители горние, чистый и недосягаемый мир Создателя, добраться до которого почти невозможно. Для этого нужно было соорудить какое-то приспособление. Например, лестницу. Не простую, а особенную. О такой лестнице из добродетелей и пишет преподобный Иоанн с Синайской горы в своем произведении, рассказывая о личном опыте боговидения.

Серьезные архитектурные решения применялись людьми и в далеком прошлом. Если пофантазировать, попытавшись поставить себя на место предков, можно рассудить так: зачем использовать приставную лестницу, когда можно подумать над основательной конструкцией, например, с каменными ступенями. А почему бы вообще не попробовать для надежности выстроить башню, внутри которой уютно, спокойно, нет ветра, нет опасения, что свалишься вниз… Иоанн намеренно использует образ именно приставной, не самой, судя по ее изображению на иконе, надежной конструкции, и не самому легкому орудию для покорения небес. Почему?

Отвечает сам преподобный Иоанн: «Покусившимся с телом взойти на небо, поистинне потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби… Ибо труд, поистине труд и большая сокровенная горесть неизбежны в сем подвиге, особенно для нерадивых, доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, через простоту, глубокое безгневие и прилежание, не сделается целомудренным и люборассмотрительным».

Тем не менее, здесь же святой дает читателю надежду и приободряет его, обещая, что Бог не оставит того, кто стремится к Нему всем сердцем: «Немощь нашу и душевное бессилие несомненною верою, как десною рукою, представляя и исповедуя Христу, непременно получим помощь Его, даже сверх нашего достоинства, если только всегда будем низводить себя в глубину смиренномудрия».

Иоанн разложил свой духовный опыт восхождения к Богу на тридцать этапов, которые в свою очередь, можно объединить в несколько больших групп:

– борьба с мирской суетой (то есть избавление от всего, что может отвлекать христианина от дела спасения);
– испытание скорбей на пути к блаженствам (без чего просто невозможно ощутить их подлинную ценность);
– борьба с пороками (то есть по факту борьбу с самим собой, со своей «темной стороной», для которой грех любим и привычен, меняя себя через приучение себя к добродетели);
– обретение душевного мира (как называл это состояние сам Иоанн, достижение «земного неба» и «воскресение души прежде всеобщего воскресения»);
– вершиной всего пути Иоанн называл достижение одновременно трех добродетелей: веры, надежды и любви, а «Бог есть Любовь» (1Ин. 4:8), то есть, предполагается воссоединение с Богом финале этого многотрудного пути.

Кто-то скажет, что «Лествица» — рудимент прошлого, монашеская книга, труд с довольно сложным языком изложения. На Руси «Лествицу» любили читать Великим постом, и вообще ее трудно назвать «неполезной» для мирян. Книга требует неспешного и осмысленного чтения, и, начав знакомиться с ней в дни Четыредесятницы, можно продолжить ее изучение и после нее. Мы, к сожалению, разучились читать и стали потребителями информации. Наши предки духовно были в разы грамотнее нас. При том, что так называемой духовной литературы у них было гораздо, гораздо меньше, еще не всем она была доступна, а не разумевшие грамоты могли лишь слушать, жадно запоминая сладкие слова Писания или Пролога. Но отсутствие материала компенсировалось глубочайшим анализом, повторением (которое есть мать учения) и осмыслением прочитанного. «Лествица» кажется маленькой книжкой. Всего-то тридцать глав о самой ее сути, да несколько дополнительных. При желании можно прочитать за пару тройку вечеров. Но будет ли толк от такого чтения?

Если хорошо подумать, даже «марафон» в режиме чтения «Лествицы» в течение тридцати дней поста – очень быстрый темп. Поэтому, возможно, действительно правильным советом к ее изучению будет распределение одной главы не несколько дней с обязательным анализом. Скажете, это лишнее? Но тогда почему Православная Церковь посвящает преподобному Иоанну целое воскресенье, ступень Великого поста, важнейшего из периода для христианина в календарном году? В книге автора даны практические советы по воссоединению с Богом. Поэтому мимо книги нельзя просто так взять и пройти мимо. И если она читалась однажды, то всегда полезно вернуться к ее изучению вновь. Преподобный Иоанн учит нас, как построить личную лестницу восхождения к Богу.

Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (146) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

22 апреля - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреляСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

21 апреляСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы.

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »