Выбрать страницу

О жизненных испытаниях

О жизненных испытаниях

Когда одолевают скорбь и отчаяние, необходимо вспоминать о вечности, о Царстве Божием, которое покроет наши земные печали и вознаградит за терпение.

Часто, когда мы встречаем печальные события, мы говорим, что это воля Божия, и мы частично правы. И, конечно, если мы сможем правильно это понять, это действительно будет словами утешения, которые придадут нам силы. Поскольку это то, чего хочет Бог, раз уж Он решил, что это должно произойти, мы верим в Его Провидение.

Но если быть точным, эти слова не совсем верны. Бог не хочет, чтобы происходили печальные вещи. Бог их не благословляет. Он знает о них, но не хочет их. Их нельзя отождествить с Богом, с Его волей или Его знанием. Он знает всё о наших скорбях. Но что мы сами должны знать, так это то, что Бог не является их причиной. Причина наших зол – наше собственное отступничество от Бога. В самом глубоком смысле их причина заключается в том, что мы позволили тлению и смерти войти в нашу жизнь, начиная с момента грехопадения.

Бог знает всё о наших скорбях, но не является их причиной

Какое отношение у нас и у нашего Создателя к трудным событиям, которые случаются с нами ежедневно? Он приходит и напоминает нам, что смерть – величайшая победа врага рода человеческого, потому что он разрушает образ Божий – нас, людей; он нарушает гармонию между нашими телом и душой; он может положить конец нашей прекрасной человеческой личности. Но затем приходит Бог и добровольно берёт на Себя смерть ради нас.

Он Сам входит в смерть и освобождает всех нас от нее. И в результате Он дал каждому из нас возможность жить с Ним вечно, в этой реальности, побеждая смерть, уже сейчас, в этой жизни, каждый день, когда мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, когда мы живем в Церкви и переживаем ее события. Жизнь в Боге никогда не прекращается. Смерть не положит ей конец, смерть не уничтожает нас окончательно, но дает нам шанс перейти в Вечное Царство Бога.

Трудности этой жизни находят ответ в Вечном Царстве Бога, где всё искуплено

Таким образом, мы учимся судить о событиях жизни не с нашей позиции, а с позиции Бога, находящейся за пределами физического мира, со стороны Вечного Царства Божьего. Потому что наша нынешняя жизнь скоротечна. Это от силы 80, может быть, даже 100 лет. Но вечность безгранична и бесконечна, ей нет конца. И в Его Царстве людей не оценивают за 80 лет или около того, что они живут на земле, но их судят, то есть они рассматриваются как существа, как сущности, у которых действительно есть начало, но которые живут вечно.

Таким образом, трудности этой жизни находят ответ или, лучше сказать, соотношение в Вечном Царстве Бога, где всё искуплено. Страдания настоящего времени, наши усилия, наши печали, нашу смерть – все эти вещи можно правильно понять, когда мы увидим себя в Царстве Божием. И здесь мы понимаем, что Бог оправдывает нас. Он не допускает сохранения несправедливости и не позволяет оставаться ей вечно, но отстаивает правду в Своем Царстве.

Орган зрения, через который мы найдем и увидим Бога, – это наше сердце, а способ познания – его очищение

Бог заботится о смиренных людях, которые усвоили великий урок – отдать всё в Его руки. Но они также узнали, что если вы всё-таки это сделаете, то Бог не остается бездействующим, Он берет на Себя ответственность за всё. И действия Божьи намного значительнее и важнее, чем наши собственные.

Логически познать Бога невозможно. Как сказал святой Симеон Новый Богослов, Бога невозможно найти ни в каком «modus essendi». Бог непознаваем. Но Он действительно существует. И Его нельзя понять ни с помощью разума, ни с помощью философии, а только через опыт. Когда у вас есть переживание Бога, тогда ум может выразить это переживание. Мы должны опытно испытать, существует ли Бог, и для этого есть способ. Наши отцы, святые Церкви даже показали нам инструмент, с помощью которого можно узнать, существует ли Бог. Что это? Сердце. Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Орган зрения, орган, через который мы найдем и увидим Бога, – это не что иное, как наше сердце, а способ познания – очищение сердца.

И даже если что-то происходит медленно, а это вполне может быть, или даже если кажется, что Бог замолчал и бездействует, до тех пор, пока вы сохраняете свое доверие к Нему, Он будет открывать Себя чудесными способами. Священное Писание говорит нам, что никто, вообще никто, кто возлагал свои надежды на Бога, никогда не был посрамлен. Найдите человека, который может сказать: «Я имел надежду на Христа, а Христос не ответил. Он мне не помог. Он бросил меня». Вы не найдете ни одного.

Вначале Бог привлекает нас даром благодати, и, как только мы были привлечены к Нему, начинается долгий испытательный период, когда наша свобода и вера подвергаются серьезным испытаниям. Вначале наши прошения обычно быстро и чудесно исполняются Богом.

Однако, когда наступает период испытаний, всё меняется и кажется, что небеса закрыты и Он глух ко всем нашим мольбам. И для ревностных христиан всё в жизни становится трудным. Ухудшается поведение людей по отношению к ним, их перестают уважать, к ним меньше снисходят; платят им меньше установленной законом минимальной платы. Их тела становятся восприимчивыми к болезням. Природа, люди – всё обращается против них. Несмотря на то, что их природные таланты не меньше, чем у других, они не находят благоприятных условий, чтобы использовать их. Вдобавок ко всему они выдерживают множество атак демонических сил, и последний удар – невыносимая печаль, вызванная богооставленностью. Это верх их страданий, потому что человек страдает на всех уровнях своего существа.

И вместо того, чтобы переживать близость Бога, душа приходит к ощущению, что Он бесконечно далек, настолько далек, что Он кажется недостижимым, за пределами всех миров, и что все взыскания к Нему беспомощно теряются в безбрежности космического пространства… Душа внутренне усиливает свой крик к Нему, но пока не видит ни помощи, ни внимания. Вот тогда всё становится обременительным, и человек всё делает с непропорционально большими усилиями. Жизнь в этот период наполнена тяжелым трудом, и мы испытываем волнующее чувство, как будто проклятие и гнев Бога висят над нами…

Но на самом ли деле Бог оставляет человечество? Возможно ли это?..

Когда все эти испытания будут пройдены, мы увидим, что чудесное Провидение Бога тщательно защищает нас во всех аспектах нашей жизни.

Когда Бог видит веру тех, кто борется ради Него, как Он видел веру праведного Иова, тогда Он ведет их к глубинам и высотам, недоступным для других. Чем сильнее и полнее наша вера и доверие к Богу, тем более значительна полнота опыта, который может стать чрезвычайно глубоким.

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Пемптусия
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: pemptousia.com

Просмотрено (177) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »