Введение во храм Девы Марии: входила ли Богородица во Святая Святых
4 декабря Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Многие Константинопольские святители писали похвалы этому событию, давайте же и мы взглянем на них.
Сложно добавить хоть что-то к тому, что уже сказано отцами Церкви в отношении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Часто не хватает ни мысли, ни слога, и ты просто удивляешься, как человеку можно было все так чудесно описать!
Святитель Тарасий свое слово начинает с восхищения теми событиями, что лежат в основе праздника: «Ныне светлое и преславное торжество. Ныне предуготовляется жилище прежде всех веков предопределенного и в последние времена имеющего открыться таинства. Ныне по обетованию рожденная от Иоакима и Анны приносится ими в честный дар Тому, Кто потом благоволил родиться от Нее. Ныне, как начало радости, вводится во храм трилетствующая, и девы предшествуют Ей со светильниками. Ныне как дар вносится во святое святых Та, Которая отъяла древнюю клятву».
Далее святитель Тарасий от лица Иоакима передает как бы его просьбы, обращенные к Богу, которыми он взывал о разрешении бездетности. Также и Анна, уединившись в своем саду, лицом к лицу с Богом, молила Его об избавлении от постигшей скорби. Мы можем только представить, как тяжко было их сердцам и душам тогда. Оттого и благодарность их была велика, оттого они спокойно отдали ее на служение при Храме.
«Ты – свобождение Адамовой клятвы, Ты – исполнение Евина долга… Прославляю Тебя – непорочную агницу. Славословлю Тебя облагодатствованную. Славлю Тебя, явившуюся из всех родов невестою Бога… Привожу Тебя, как сокровище чистое, в храм Господень».
Вся окружающая их в этот миг обстановка свидетельствовала о том, что происходит нечто таинственное: святые родители ведут Пресвятую Деву на служение Богу, поются благодарственные песни, свещеносицы освещают дорогу. В итоге все шествие встречает объятый Святым Духом пророк Захария и восклицает: «Ты – свобождение Адамовой клятвы, Ты – исполнение Евина долга. Ты – чистейшее приношение Авеля. Ты – непостыдная надежда Еноха… Ты – всесветлое украшение царства и священства Мелхиседекова. Ты – покорное повиновение Авраама обетованию о деторождении… Прославляю Тебя – непорочную агницу. Славословлю Тебя облагодатствованную. Славлю Тебя, явившуюся из всех родов невестою Бога. Воспеваю Тебя, Которая скоро имеешь явиться новым небом. Привожу Тебя, как сокровище чистое, в храм Господень».
Как торжественно бывают обставлены земные праздники, один вид которых иногда поражает воображение! Потому в событиях, имеющих отношение к вечности, торжественности еще больше. Вот и святитель Прокл Константинопольский пишет, что достославны памяти святых: Еноха мы прославляем за благоугождение, Авраама – за веру, Мельхиседека – за образ Христов, Иакова – за борьбу, Иосифа – за целомудрие, Иова – за терпение, но ничто не сравнится с Введением во Храм Пресвятой Богородицы. Именно Ее избирает Господь для Своего Пришествия в мир ради спасения человечества.
Архангелы с трепетом поклоняются Ему. Херувимы – ужасаются. Серафимы не смеют приблизиться к Престолу. Море от силы Божьей разверзлось, а Иордан обратился вспять. Ад, не выдержав присутствия Слова, исторг мертвецов. И только Одна Дева стала вместилищем Невместимого.
«Человек, – восклицает святитель Прокл, – ты хоть весь мир обойди, но никогда не найдешь того, кто мог бы превзойти Святую Деву: пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях?». Сложно даже вообразить, что Ее человеческая душа и тело смогли вместить в себе Бога.
Взгляните на ангелов – они со страхом служат Всевышнему. Архангелы с трепетом поклоняются Ему. Херувимы – ужасаются. Серафимы не смеют приблизиться к Престолу. Купина, не перенося видения – загорелась. Посох Аарона, превзойдя законы природы, расцвел. Море от силы Божьей разверзлось, а Иордан обратился вспять. Ад, не выдержав присутствия Слова, исторг мертвецов. И только Одна Дева стала чертогом Сына Божьего, вместилищем Невместимого.
Удивительно, но мы через Богородицу становимся соучастниками Ее славы. Далее святитель Прокл прославляет женский род: «Блаженны чрез Нее все жены: род их не подлежит более клятве, и даже превосходит славою Ангелов». Только вдумайтесь в эти слова: как сильно Господь все меняет. Через жену впервые грех вошел в мир, а теперь Бог жен прославляет. И первой славы была удостоена именно Дева Мария, вошедшая в храм Господень.
Святитель Прокл прославляет весь женский род: «Блаженны чрез Нее все жены: род их не подлежит более клятве, и даже превосходит славою Ангелов».
Непорочная Невеста, идущая торжественным шествием Царицы, – так именует Ее святитель Герман Константинопольский. Она допущена туда, куда для таинственного служения имел право входить лишь первосвященник, да и то однажды в год. Никогда ничего подобного не происходило!
Собственно и само Введение одним внешним действием не ограничивается, оно имеет более глубокий смыл. Святитель Герман говорит, что в место, куда едва был дозволен вход мужскому полу, входит Дева и пребывает там непрестанно. Это не просто вход во Святая Святых, а постоянное пребывание в неприступном святилище благодати.
Часто в своих похвальных словах святые говорят от первого лица. Не исключение и святитель Герман, рассуждающий о том, как обратился в Деве пророк Захария в момент Ее Введения. Он называет Марию исполнением его пророчеств, совершением Божьих определений, соглашением несогласных, зерцалом пророков, соединением разделенных, обновлением устаревших, светом во тьме, Владычицей земнородных, новейшим Господним дарованием.
Введение одним внешним действием не ограничивается, оно имеет более глубокий смыл. Святитель Герман говорит, что в место, куда едва был дозволен вход мужскому полу, входит Дева и пребывает там непрестанно.
В такой тожественный день сложно говорить о какой-то морали, о нормах и правилах духовной жизни. Не хочется даже прибегать к каким-либо нравственным выводам. Только похвальные слова Той, через Которую Господь пришел в мир. С трепетом и любовью мы стоим и взираем на Деву – Единственную, Кто действительно достоин войти в Святое Святых.
Не оканчиваются сегодня споры насчет реальности событий Введения, но мы же все равно понимаем, что если Мария смогла вместить в себе безграничного Бога, то, безусловно, Она имела право на пребывание там, куда всем остальным путь заказан. Потому святитель Герман и призывает: «Предоставим мудрствующим иначе идти путем погибели и впадать в яму, которую сами вырыли себе. Мы же, особенный народ Божий: священники и начальники, миряне и иноки, рабы и свободные, ремесленники и земледельцы, садовники и рыбари, молодые и старые, мужи и жены – придем, поспешно приступим к Богородице и посмотрим на божественные тайны, предначатые на Ней промыслом Божиим»!
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: spzh.news
Просмотрено (46) раз