Выбрать страницу

Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»?

Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»?

Я только недавно пришла в Церковь, пока еще мало знаю о духовной жизни. Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»? Для чего они нужны? Объясните, пожалуйста.

Отвечает иерей Алексий Малюков:

– Молитва – одна из важнейших духовных практик. Евангелие говорит нам о молитве общественной: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф.18:20), и частной, домашней, келейной молитве: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). Эти две молитвы идут параллельно, и одна может усиливать другую. Если человек усердно молится дома, то это усердие проявляется и в храме. Вдохновленный же от молитвословий в храме человек может принести этот огонь в свою домашнюю молитву.

Поговорим о келейной, домашней молитве. Здесь очень важно понимать, перед Кем я нахожусь, Кому молюсь, Кого призываю. Так как мы видели из приведенного выше евангельского текста, молитва домашняя – это личное предстояние пред Богом, где кроме вас и Бога никого нет.

Для чего вообще нужна эта тайная встреча?

Когда никто тебя не видит, есть возможность проявить свою искренность, быть честным и испытать себя. Можно сказать все, что думаешь – плакать, кричать и при этом не бояться показаться смешным. Ведь есть такие слова, которые никому, кроме Бога, не скажешь.

«Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс 93:9) Бог все знает, видит и слышит. Поэтому духовную жизнь нельзя скрыть, она или есть, или ее нет. Молитва не должна быть актерством или чем-то мнимым. Молитва – это взаимное проникновение нашего желания познать Господа, приблизиться к Богу – и Божьего откровения о Себе.

Как регулярные тренировки делают из музыканта виртуоза, так и постоянное упражнение в молитве меняет и преображает жизнь христианина. Заменить эту духовную практику невозможно ничем. Святые отцы напрямую связывали жизнь человека с его молитвой, они говорили так: «Как человек молится, так и живет, а как живет, так и молится». Привычка молиться дает не только жизнь духу, но и налаживает внешнюю, мирскую жизнь. С утра человек просит благословить новый день, дать всякое устройство в делах, а вечером благодарит Бога, и успокаивается в молитве от дневной суеты.

Для помощи новоначальным и укрепления их молитвенной практики Церковь установила vолитвенное правило.

Молитвенное правило – это минимальный набор необходимых ежедневных утренних и вечерних молитв. Это молитвы угодников Божьих, которые были близки к Богу, и передают нам свой духовный опыт через молитвы, ими составленные.

Конечно, к утренним и вечерним молитвам можно присоединять чтение Евангелия, Псалтыри и добавлять свои личные, сокровенные желания и просьбы.

Важно помнить, что нужно заключать ум в слова молитвы, или по-другому, читать внимательно с благоговением. Потому что любое, даже хорошее дело можно испортить. Можно читать молитву на автоматизме, не вникая в суть прочитанного. Представлять молитву как закон, не как мое желание сказать что-то Богу, а вычитывание ради «галочки».

Святые отцы говорят довольно много о качестве молитвы.

«Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца и оставило на душе глубокое и сильное впечатление» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

«Молитвенное правило домашнее… не имеет неизменности, а может быть изменяемо и во времени, и в длительности, и в составе. Одно нужно иметь во внимании – чтобы все делалось не в угоду лености, и чтобы молитва шла от души… Не грешите против себя, позволяя себе рассеивать доброе впечатление от молитв механическим дочитыванием положенных молитв… Всякий может определять <молитву> по своим обстоятельствам – увеличивать, умалять, передвигать время и место… все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует» (свт. Феофан Затворник).

Итак, молитва домашняя, келейная, есть незаменимая духовная практика, в которую входят утренние и вечерние молитвы. Правило может меняться согласно духовному состоянию христианина, но главное, чтобы оно не потеряло своей глубины, чтобы из поля зрения не вышел сам Бог, к Которому обращены наши молитвы. Только бы наша молитва не стала религиозной отметкой духовной жизни, но была как огонь, пусть и небольшой, – но который рассеивает тьму и показывает направление движения нашей жизни в Боге.

Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке. Фрагмент: spzh.news

Просмотрено (573) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы