Выбрать страницу

Почему ложь – это не невинная шалость?

Почему ложь – это не невинная шалость?

Ложь и обман часто, наравне с осуждением, одни из самых распространенных человеческих грехов.

Ведь бывает, что человек говорит себе: «Лучше соврать, чем убить кого-то или причинить какой-нибудь другой, скажем так, материальный вред. Ложь-то – это почти не вред, это просто слова». Но, конечно, это не так. Это опасная иллюзия. Опасное заблуждение.

Во-первых, Сам Господь заповедал нам не лгать. Вспомним девятую заповедь из десяти, которые Бог дал святому пророку Моисею на горе Синай: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Ложь здесь названа именно ложным свидетельством. Почему? Потому что свидетельство – уверение кого-то в истине, что предмет свидетельства является истинным. И значит, если мы врем, обманываем по поводу чего-то, то мы уверяем других людей, а, быть может, даже и самих себя, что неистина является истиной. А что такое истина? Часто Господь называется Истиной. Истина – это Его Божья воля. Истина – Его Божий мир и попечение о нас, Божественный Промысл о всякой твари. Это есть истина. Это есть правда. И, значит, если мы говорим неправду, ложь, то мы пытаемся исказить Божий мир и Божью правду. Мы вторгаемся в Божью реальность с целью исказить, извратить ее. И тем самым совершаем страшное святотатство, уподобляясь диаволу, который и ставит перед собой цель извратить и даже уничтожить Божий мир. Поэтому часто сатана и называется отцом лжи. Соответственно, мы, обманывая, делаем сатанинское дело, совершаем зло и грех, какими бы «добрыми» нам ни казались цели этой лжи.

Здесь хорошей иллюстрацией могут быть слова святого апостола Иакова: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает.

Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3).

Из этого священного текста мы видим, что язык и извергаемое из него слово – великая сила. Именно оно приводит в действие корабль нашего тела, и именно оно является мотивом наших поступков. Далее эти поступки влияют и изменяют этот мир. И ложь производит изменение этого мира в негативную сторону. Она пытается нарушить Божественный порядок вещей. Поэтому, дорогие братья и сестры, будьте внимательны к словам. Господь сказал: «…ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Слово – это не просто сотрясание воздуха, это акт творения (см. Быт. 1:3; Ин. 1:1). Не будьте отцами лжи подобно диаволу, но будьте псалтирью и кимвалом Божественной истины и правды. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир»

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке. Фрагмент: pravlife.org

Просмотрено (79) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »