Таинство Миропомазания, почему оно так важно?
Это действительно великая тема, на которую очень много сказано святыми отцами боговдохновенных слов для того, чтобы мы осознали, на какую высоту возводит милосердный Господь падшего и восстановленного в Таинстве Крещения человека теперь – в Таинстве Миропомазания. На великую страшную и святую высоту, соделывая из новопросвещенного крещеного человека Себе храм, в котором Бог будет пребывать и жить.
Часто всё чинопоследование, которое мы называем «крещением», для нас сливается в один процесс. По сути так и есть. Но все-таки этот процесс имеет в себе два центра, которые мы четко должны осознавать и знать. Первый центр – это непосредственно Таинство Крещения. Второй центр – следующее за ним уже иное Таинство – Таинство Миропомазания, которое не менее важно, чем Таинство Крещения.
Как священник, совершающий чинопоследование Крещения, ты часто видишь, как замирают все родственники, когда ты вводишь-погружаешь троекратно в купель пакибытия человека. Действительно высокий и святой момент. И все это чувствуют! Но не менее нам должно проживать и следующий за ним через несколько минут после облачения в белые одежды и одевания крестика момент Таинства Миропомазания. Не менее! Потому что это равнозначный и святой момент с Таинством Крещения. Когда вместе с печатию святого мира Дух Святой входит в человека, соделывает из него Себе храм, освящая естество человеческое. Об этом хорошо написал в своей книге «Водою и Духом» протопресвитер Александр Шмеман: «Новизна и особенность этого таинства заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а самого Святого Духа как дар (dwrea).
Дар Святого Духа, святой Дух – дар! Можем ли мы проникнуть в неизреченную глубину этой тайны, выразить ее в богословских понятиях? Можем ли мы понять, что исключительность этой нашей личной Пятидесятницы состоит в том, что мы получаем как дар Того, Кого Христос и только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Своему Сыну, Который нисходит на Христа у Иордана, являя Его как Помазанника как возлюбленного Сына и Спасителя; что, другими словами, мы получаем как дар Духа, который принадлежит Христу как Его Дух, который пребывает во Христе как Его Жизнь?»
Мы получаем Святого Духа как дар. Вот в чем состоит суть Таинства Миропомазания. Катехизис святителя Филарета (Дроздова) дает следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний. – Ред.), во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни».
Это определение имеет для себя обоснование в Новом Завете: «Вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2:20, 27).
Церковная история говорит нам о том, что в начале благодатные дары Святого Духа преподавались через возложение рук святых апостолов на людей, но, исходя из вышеприведенных слов святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и из других достоверных свидетельств, мы видим, что уже в апостольское время благодать Святого Духа передавалась верующим через миропомазание.
Конечно же, Таинство Крещения и Таинство Миропомазания неразрывно связаны друг с другом. Напомним себе определение Таинства Крещения: «Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую».
Т. е. в Таинстве Крещения уничтожается первородный грех человека, восстанавливается его первозданная райская целостность. Он прививается к лозе Христовой и становится членом Церкви. И жизнь духовная, святая, о которой говорится в дефиниции Таинства Крещения, начинается с того, что человеку дается главнейший от Бога дар – дар Святого Духа. И в этот очищенный и освященный храм, которым стал человек после Таинства Крещения, входит Сам Бог в Таинстве Миропомазания и поселяется в нем. Святой первоверховный апостол Павел сказал: «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).
Вот с какой позиции мы должны жить. И как мы должны себя ощущать и как относиться друг к другу. Каждый православный христианин, освященный в Таинстве Крещения и Таинстве Миропомазания, – храм Святого Духа, где живет Бог. Относитесь к себе и другому человеку как к святыне. Бойтесь греха! Бойтесь осквернить храм, который суть вы. Храните и возгревайте святыню, живущую в вас. Великий дар Святого Духа, ведущий всех нас ко спасению.
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (75) раз