Выбрать страницу

В чем наше единство?

В чем наше единство?

Нередко в наши дни можно услышать: «Зачем часто ходить в храм? Молиться можно и дома». Причем говорят это те, кто не против посещения храма, но не понимают смысла, зачем бывать там часто.

Да, действительно, посещение храма ­­— это подвиг. Необходимо отложить все свои дела, отказаться от развлечения, не пойти в супермаркет, не посмотреть очередную серию сериала, а это время посвятить молитве в храме, причем делать это надо каждый воскресный и праздничный день. Невольно закрадываются в душу сомнения: для кого это нужно? Нужно это в первую очередь самому человеку. Через посещение храма мы проявляем верность Богу. Думаю, верующий человек согласится, что посещение храма дает несравненно больше по сравнению с теми «жертвами» и усилиями, которые для этого требуются.

Именно в храме совершаются все церковные таинства и особые молитвы, необходимые человеку на протяжении всего его земного существования от Крещения до проводов в последний путь. Но, может быть, достаточно прийти в храм, когда возникает нужда, например, в Исповеди и Причастии или в общецерковной молитвенной помощи? Есть проблемы со здоровьем — сходил в храм на Соборование. Нужно кого-то из усопших помянуть — опять зашел, на панихиде постоял, и до следующей духовной надобности можно молиться Богу и дома. Зачем регулярно ходить в храм, выстаивать каждое богослужение?

Даже монахи-пустынножители, которые сосредоточенно молились у себя в кельях, собирались в храм по воскресеньям и великим праздникам, чтобы совместно совершить общую молитву и причаститься. Тем более соборная молитва предпочтительнее для людей, которые живут среди многих забот и впечатлений, отвлекающих от духовных запросов. Господь говорил, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Следовательно, молитва, совершаемая сообща в храме, для христиан сильнее и действеннее.

Существует и аскетическое понимание вышеприведенных слов. Когда во имя Христа собираются воедино ум и сердце человека, тогда совершается глубокая и нерассеянная молитва в присутствии Господа. Но, чтобы достичь столь высоко духовного состояния, надо начинать с исполнения этих слов в их буквальном смысле. Вот почему надо всякий раз стремиться в храм, где люди собраны во имя Христа, и тем самым выполнить данную заповедь.

Скажу больше. Церковь — это единство верных во Христе. Для этого мы собираемся на богослужение, молимся и причащаемся Тела и Крови Господней от одной Евхаристической Чаши. Сплоченность общины, целостность Церкви проявляется не в том, что мы стоим бок о бок в храме, молимся, причащаемся, а потом расходимся и вне храма не знаем друг друга. В нашем разобщении друг с другом ослабевает и связь каждого из нас с Господом. Вот почему наше единство, зримо проявляемое в храме у Чаши Христовой, должно продолжаться в повседневной жизни в деятельной взаимопомощи, молитве друг о друге, духовном общении.

Мы должны продолжать общее дело и по окончании Литургии. Взять хотя бы заботу об одиноких. В ветхозаветные времена мужчине был разрешен брак с несколькими женщинами. Это было допущено не для плотского удовлетворения, а в социальных целях. При этом жена могла быть старше мужа, у них даже могло не быть брачных отношений, но она была под его защитой как жена. Ведь в те времена женщины сами себя содержать не могли, а мужчин много погибало. В условиях войны или послевоенный период, или во время другого бедствия женщине было почти невозможно выжить в одиночку. Мужчина брал себе в жены несколько женщин, чтобы дать им кров и защиту. С началом христианской эры многоженство было упразднено, а заботу о вдовицах и незамужних девицах брала на себя церковная община. В книге «Апостол», например, много говорится про помощь вдовам.

И в наше время можно привести немало примеров, когда церковная община оказывает помощь таким женщинам. Расскажу только об одном из них. После смерти супруга у женщины осталось трое маленьких детей. Через несколько месяцев у нее самой диагностировали серьезную болезнь, которая требовала долгого лечения. Она была вынуждена прекратить работать, а пособие на детей по смерти кормильца не покрывало все расходы семьи, включая приобретение дорогостоящих лекарств. И община той церкви, куда она ходила, приняла на себя заботу об этой семье. Человека не бросили, не дали ей впасть в отчаяние, поддержали и морально, и материально.

Апостол Павел много уделял внимания подобным вопросам. Мы читаем в его посланиях, что он благодарил общины за то, что они заботятся о вдовицах и прочих немощных своих членах. Так и сегодня дело общины — не просто собраться вместе, причаститься и разойтись по домам, а знать нуждающихся и поддерживать друг друга, помогать тем, кто оказался в беде. Это будет единством верных не только в Евхаристическом общении, но и во всей остальной жизни.

Быть членом Церкви означает заботиться не только о себе, но и о других Ее членах. Как говорит апостол Павел, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Если мы — Тело Христово, то должны сопереживать другим членам Церкви и помогать им решать проблемы, пусть и не в глобальном смысле, а хотя бы на уровне своего прихода. Если человек не пришел на службу раз, другой, третий, то надо хотя бы поинтересоваться, по какой причине он отсутствует, что с ним произошло. Может быть, он нуждается в поддержке — будь то словом или делом.

Когда человеку плохо и некому помочь, то кто подставит плечо? Думаю, в первую очередь это должны сделать братья христиане. Тогда наше церковное единство не будет формальным. Для того мы ходим в храм и совместно молимся, чтобы появилась и поддерживалась эта сплоченность. Но объединять нас должна не только вера, не только молитва и участие в таинствах. Духовное единство должно переходить и на житейский уровень, выражаясь в поддержке, оказании помощи тому, кто испытывает жизненные трудности.

Если же мы действительно едины, имеем христианскую любовь между собой и заботимся друг о друге, то вполне естественно, что и молиться мы хотим вместе, потому что соборная молитва сильнее индивидуальной. Что же касается молитвы как таковой, то, по заповеди апостола, молиться надо повсюду и всегда, не только в храме. «Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5:17—18) — это заповедано всем христианам: и мирянам, и монашествующим.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Фото на заставке: patriarchia.ru

Просмотрено (97) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »